«Мнение о том, что трудовое право – самая простая отрасль, ошибочно»

575
Подбор и предоставление персонала — специфическая сфера деятельности для юриста. О том, как выполнить требования клиентов по качеству кадров и в то же время обеспечить соблюдение трудовых прав сотрудников, рассказал Владимир Копосов, начальник юридического отдела Kelly Services.

Подбор и предоставление персонала — специфическая сфера деятельности для юриста. О том, как выполнить требования клиентов по качеству кадров и в то же время обеспечить соблюдение трудовых прав сотрудников, рассказал Владимир Копосов, начальник юридического отдела Kelly Services.

Структура юридической службы

— Как построена работа юридического отдела вашей компании?

— Сейчас в отделе работает пять юристов. Основные направления их деятельности — это договорная работа, трудовое право, взаимодействие с госорганами. Вместе с этим каждый юрист знает направления работы своих коллег и может заменить их в любой момент.

— В компании довольно небольшое количество юристов. Им часто приходится работать в авральном режиме?

— Наши юристы действительно работают достаточно напряженно. Но лично я против, чтобы аврал означал работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Если я вижу, что один из юристов задерживается, я всегда узнаю причину и в случае необходимости оказываю помощь в решении проблемы.

Специфика деятельности

— Среди юристов бытует мнение, что трудовое право — это довольно легкая отрасль права. Как профессионал в этой сфере вы разделяете эту точку зрения?

— На мой взгляд, это мнение ошибочно. Сфера трудовых отношений — сложная и многогранная. В своей работе я ежедневно сталкиваюсь с пробелами и коллизиями в трудовом законодательстве, анализом большого объема судебной практики и различных позиций официальных органов. Часто приходится делать запросы в Федеральную инспекцию труда для получения разъяснений.

— Скажите, а Роструд часто проверяет вашу компанию как организацию с большим количеством сотрудников?

— В силу специфики нашей деятельности Роструд действительно часто навещает нас с проверками. К счастью, до сегодняшнего момента все ограничивалось незначительными замечаниями, которые нам удавалось объяснить. Например, почему в нашем штатном расписании присутствуют значительные «вилки» (различия в размере должностных окладов). Это объясняется тем, что компания имеет огромное количество сотрудников, которых мы предоставляем для работы на территории организаций, расположенных по всей России. И когда они определяют размер оплаты труда наших работников с учетом конкретного региона, получается, что по двум практически идентичным позициям в штатном расписании возникает различие в ставках.

Тонкости договорной работы

— Вы предоставляете вид услуг, который напрямую законодательством не урегулирован. Как это отражается на договорах компании?

— Учитывая, что действительно законодательной базы для тех услуг, которые мы оказываем нашим клиентам, нет, приходится подробно расписывать каждый контракт. Наибольшее количество нюансов возникает как раз тогда, когда мы предоставляем своих сотрудников для работы на территории третьих лиц (клиентов). Здесь становится непонятно, кто фактически осуществляет функции работодателя по отношению к таким работникам. Дело в том, что часть обязанностей работодателя мы не можем осуществить без помощи клиентов (например, медицинский осмотр водителей перед выездом, проведение инструктажей по специфике оказания услуг). Поэтому мы заранее прописываем перечень тех действий, которые клиент обязан совершить в отношении работника.

— У ваших клиентов не возникает проблем с налоговой? Например, инспекция может посчитать, что такие услуги прикрывают истинные трудовые отношения.

— Налоговый кодекс предусматривает возможность отнесения расходов по привлечению персонала третьих лиц на операционные расходы. Поэтому до сих пор у наших клиентов таких сложностей не возникало. Если же мы понимаем, что клиент хочет использовать нас в качестве части своей налоговой схемы, то сразу отказываемся с ним работать.

— Какие специальные условия необходимы в договоре подбора персонала?

— В таких договорах много спорных моментов. Во-первых, сложно оценить качество оказываемой услуги. Чтобы избежать претензий по качеству, мы заключаем с клиентом «рамочный» договор на оказание услуг по подбору персонала, а затем по каждому кандидату заключаем допсоглашение, где четко прописываем требования клиента к сотруднику. Во-вторых, важным является условие об использовании информации о кандидате. Бывают случаи, когда клиент после собеседования отказывается от сотрудника, но потом, чтобы избежать оплаты услуги, связывается с ним сам и нанимает на работу. Для этого мы указываем в договоре, что если в течение определенного срока (как правило, 12 месяцев) клиент нанял на работу сотрудника, от которого первоначально отказался, то мы имеем право на вознаграждение.

— Может ли возникнуть ситуация, когда кандидат вроде бы соответствует всем формальным требованиям, но чисто по-человечески работодатель с ним не сработался?

— Безусловно. Но наша услуга считается оказанной в момент, когда сотрудник был принят клиентом на работу. Тогда у нас появляется право взимать плату. А на случай, когда профессиональный опыт сотрудника устраивает, но по каким-либо коммуникативным причинам он не подходит клиенту, мы предусматриваем в договоре гарантийное обязательство. В соответствии с ним клиент в течение определенного срока после приема сотрудника на работу имеет право на однократную бесплатную замену.

— А с самими кандидатами вы заключаете какой-либо договор?

— Главный принцип серьезной компании по подбору персонала — никогда не взимать плату с соискателя. Так как для кандидатов услуга абсолютно бесплатна, мы не видим смысла оформлять это договором.

— Пришлось ли вам пересматривать условия договоров с клиентами в условиях недавнего кризиса?

— Да, мы пошли навстречу нашим клиентам и подписали допсоглашения, которые увеличили сроки оплаты наших услуг. Но в то же время, чтобы избежать злоупотреблений, мы включили в договоры условие о том, что клиенты должны подписать акт об оказанных услугах либо направить нам мотивированный отказ от подписания акта в определенный срок. По истечении этого срока услуга считается автоматически оказанной и у нас появляется право на получение вознаграждения. Это было сделано для того, чтобы контрагенты не смогли тормозить оплату наших счетов, специально не подписывая акт.

Требования к юристам

— По каким критериям вы подбираете юристов в свой отдел?

— У нас разработан широкопрофильный юридический тест, позволяющий оценить теоретическую подготовленность кандидата. Лично я отдам предпочтение кандидату с меньшим опытом работы и менее престижным вузом, но с желанием много работать и развиваться.

— Нужен ли иностранный язык для работы в юридическом отделе вашей компании?

— Да. Наши юристы должны знать английский язык в обязательном порядке, поскольку мы оказываем услуги иностранным клиентам. Также мы постоянно взаимодействуем с «родительской» компанией. Все наши договоры, в том числе и с российскими контрагентами, составлены на двух языках.


Беседовала Евгения Яковлева,

ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль