«Юрист компании не должен быть «фельдшером в сельской местности»

475
Юристы в сфере сетевого ритейлинга большое внимание уделяют взаимоотношениям с антимонопольными органами, а также работе с правами на недвижимость. Об этих особенностях нам рассказал Александр Рюмин, директор по правовым вопросам X5 Retail Group (сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).

Структура юридического департамента

— У Х5 Retail Group крупная юридическая служба?

— В правовом департаменте центрального московского офиса работает около 40 человек. Кроме того, у нас развитая филиальная структура в регионах со своими юридическими управлениями, руководители которых функционально подчиняются мне. Всего в регионах у нас около 35 юристов.

— Как устроен правовой департамент центрального офиса?

— В департаменте создано несколько отделов, которые входят в состав управлений, занимающихся определенными направлениями деятельности. Помимо традиционных отделов корпоративного права, договорной работы и претензионно-исковой работы у нас также есть два отдела по работе с недвижимостью: отдел сопровождения сделок с недвижимостью и отдел сопровождения собственных активов. Последний обеспечивает правовую поддержку уже имеющихся у группы компаний объектов недвижимости. Отдел нормативно-правовой работы занимается выработкой корпоративных норм внутри группы компаний Х5 Retail Group, анализом действующего законодательства, а также некоторых законопроектов. Мы входим в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) и в рамках участия в этой ассоциации иногда выходим со своими инициативами при обсуждении важных для нас законопроектов. Отдел сопровождения развития бизнеса осуществляет правовую поддержку различных новых проектов по диверсификации бизнеса компании. Например, не так давно мы запустили проект электронных дистанционных продаж (продажи товаров через интернет). Еще у нас есть отдел сопровождения сделок слияния и поглощения, занимающийся соответствующими проектами.

— Такому крупному ритейлеру, как Х5 Retail Group, наверняка приходится иметь дело с антимонопольными органами. Какой отдел занимается взаимодействием с ФАС России?

— Весь департамент. Так, выработкой правовой позиции компании по тем или иным вопросам антимонопольного права занимается отдел нормативно-правового регулирования, а отдел корпоративного права участвует в подаче ходатайств и уведомлений по тем или иным вопросам. Не обходится и без участия претензионно-искового отдела, поскольку он отвечает за процедурные моменты при взаимоотношениях с любыми государственными органами. Должен сказать, что с антимонопольной службой, как и с другими государственными органами, мы, как правило, не спорим, а, наоборот, они помогают нам в решении некоторых проблем, с которыми сталкивается бизнес. Например, Х5 Retail Group как федеральная торговая сеть довольно часто встречается с некими барьерами, искусственно созданными местными органами власти с целью ограничить наш доступ на рынок в конкретном регионе. В таких случаях мы обращаемся с жалобой в антимонопольный орган, и его помощь оказывает весьма положительное влияние. Иногда приходится обращаться также в прокуратуру, использовать судебные средства, но это бывает гораздо реже.

— Внутри отделов между юристами есть специализация? Например, кто-то занимается спорами с контрагентами, кто-то — взаимоотношениями с госорганами и т. д.

— Жесткого разделения обязанностей внутри отделов у нас нет. Я вообще противник того, чтобы у юристов была очень узкая специализация. Конечно, юрист компании не должен быть «фельдшером в сельской местности», когда он знает вроде бы все, но везде по чуть-чуть и не очень хорошо. Но тем не менее должен быть определенный обхват сфер деятельности, чтобы человек профессионально развивался. Например, придя в претензионно-исковой отдел, можно начать работать с мелкими административными делами, но по мере развития заняться и более сложными спорами.

Специфика правовой работы в сфере ритейла

— Понятно, что все направления работы правового департамента по-своему важны. Но какое из них все-таки требует особого внимания?

— Я бы выделил несколько таких направлений. Самое актуальное в настоящее время — это, конечно, вопросы правоприменения нового закона «О торговле». Практика применения его норм только начала складываться, а цена ошибки может быть очень высокой. Подготовку к реализации норм этого закона мы начали еще задолго до его официального принятия — когда стало известно, в какой финальной редакции он будет принят. Поэтому к моменту вступления закона в силу мы были готовы к работе по новым правилам. В частности, четко представляли себе, как должен выглядеть новый договор поставки продовольственных товаров. Но все равно по некоторым вопросам нам понадобились консультации антимонопольных органов — мы составляли официальные запросы, касающиеся конкретных хозяйственных операций, и просили разъяснить конкретные нормы закона в связи с данными операциями.

Кроме того, традиционно очень важное значение имеют два блока работы, связанные с развитием бизнеса во всех его направлениях. Во-первых, работа с недвижимостью, поскольку недвижимые активы (магазины, склады, распределительные центры, откуда товары развозятся по конкретным торговым точкам) — это та основа, которая позволяет нашей группе компаний вести свою основную деятельность. Во-вторых, сделки слияния-поглощения. В этом направлении каждая сделка по-своему сложна. Например, очень крупная сделка по приобретению торговой сети «Карусель» заняла целый год активной работы юристов. Мы приобретали большую группу компаний, и сторонам необходимо было договориться о том, как быстро и без разногласий передать контроль над активами. И нам удалось разработать ряд юридических и логистических мероприятий так, что интеграция произошла достаточно быстро.

— Какие судебные споры у вас преобладают? Наверное, с поставщиками?

— Мы вообще практически не судимся с поставщиками, ни с новыми, ни со старыми. Административных судебных дел тоже мало. Я считаю, что чем меньше юридических ошибок, тем меньше судов. Поэтому у нас преобладают стандартные, «технические» споры по взысканию задолженности с контрагентов. Дело в том, что Х5 Retail Group, обладая многими объектами недвижимости, является крупным арендодателем. К сожалению, случаи неисполнения своих обязательств со стороны арендаторов нередки.

— Наверняка немало споров с потребителями?

— Нет. Мы стараемся не давать поводов для недовольства покупателей. Если же претензии возникают и они обоснованны, то компания настроена на то, чтобы договориться. Иногда приходится сталкиваться с потребительским экстремизмом. Но подобные случаи не имеют массового характера, это скорее редкость.

Требования к юристам: хорошая базовая подготовка и готовность развиваться

— По каким принципам вы ведете отбор новых сотрудников, если открывается вакансия?

— Должен сказать, что у нас действует принцип роста внутри департамента. То есть когда появляется вакансия, преференции мы отдаем нашим действующим сотрудникам. Знание особенностей компании, знание сферы ритейла нарастает за время работы. У нас есть примеры, когда человек приходил на должность помощника юриста, а уже через два-три года становился руководителем управления. Если же мы берем нового сотрудника со стороны, то важен высокий уровень его подготовки, включая базовое образование. Опыт работы в ритейле не принципиален, все основные тонкости можно постичь уже за время работы у нас. В некоторых отделах (в частности, в корпоративном) требуется хорошее знание английского языка. Дело в том, что наша компания инкорпорирована в Голландии, является публичной и соответствует европейским стандартам, позволяющим обращаться ее ценным бумагам на Лондонской фондовой бирже. Причем сопровождением проектов корпоративного финансирования (в частности, выпуском облигаций) мы занимаемся самостоятельно, привлекая внешних консультантов только в редких случаях, когда требуются специальные познания.


Беседовала Евгения Яковлева,

ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

Максим Долобань,

директор по правовым вопросам Торговой сети «Монетка»:

— Каковы основные направления деятельности вашего юридического директората, какие из них на практике требуют особо пристального внимания и почему?

— Взаимоотношения с государственными органами — это одно из приоритетных направлений деятельности нашего юридического департамента. Именно госорганы на 90 процентов являются источником основного риска для компании, а именно риска приостановления деятельности. К другим не менее приоритетным направлениям относятся договорная и претензионно-исковая работа.

— Юрист в сфере ритейла — это скорее специалист по договорному праву, судебному процессу или административному, антимонопольному праву?

— В большей степени по договорному и административному праву, в меньшей — по судебному процессу. Чем меньше судов, тем выше я оцениваю качество работы своих юристов.

— Много ли внимания приходится уделять спорам с потребителями (в том числе из-за так называемого потребительского экстремизма)?

— Немного. Практически на все ситуации заранее заготовлены типовые комментарии и ответы на претензии потребителей. В основном внимание уделяем актуализации этих документов и обучению торгового персонала.

— Обязательно ли юристу, который устраивается работать в розничную сеть, иметь опыт работы в ритейле?

— Нет. Главное — это отличная теоретическая база по гражданскому, административному и процессуальному праву, способность и желание двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере.

Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ».

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль