«Нужны законы, регулирующие порядок размещения информации в интернет-пространстве»

562
Работа юриста книжного издательства преимущественно связана с интеллектуальной собственностью. Она заключается в сопровождении не только авторских договоров, но и товарных знаков. Об этих и других особенностях работы в издательском бизнесе нам рассказал Максим Рябыко, начальник юридического отдела издательства «Эксмо»

Работа юриста книжного издательства преимущественно связана с интеллектуальной собственностью. Она заключается в сопровождении не только авторских договоров, но и товарных знаков. Об этих и других особенностях работы в издательском бизнесе нам рассказал Максим Рябыко, начальник юридического отдела издательства «Эксмо»

«Нужны законы, регулирующие порядок размещения информации в интернет-пространстве»

Структура юридической службы

— Как устроена ваша юридическая служба?

— В структуре юридического отдела восемь человек, включая меня. У нас нет официального разделения на подотделы, но есть определенная степень специализации каждого сотрудника. Кто-то занимается корпоративной работой, кто-то — авторскими правами и иной интеллектуальной собственностью, кто-то — взаимодействием с партнерами и регионами. Но при этом в зависимости от специфики каждый из них подключается к судебным спорам и текущим хозяйственным договорам. У каждого из сотрудников хороший профессиональный уровень, который позволяет погружаться при необходимости и в другие смежные отрасли. Кроме того, я как руководитель часто создаю рабочие группы на короткий период для решения конкретных задач, поставленных перед юридической службой. Например, для проработки крупной сделки, где требуется многоаспектный правовой анализ. Если нужно разработать стратегию судебной защиты, то каждый юрист в зависимости от той сферы, на которой он специализируется, определяет ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание. Такой «мозговой штурм» позволяет не упустить никаких важных деталей и сэкономить время.

Специфика правовой работы в издательской деятельности

Биография
Максим Рябыко родился в 1981 году в г. Рубежное, Украина. В 2003 году окончил юридический факультет Волгоградского государственного университета. До прихода в издательство «Эксмо» работал в юридических службах крупных девелоперских компаний («Евразия логистик», группа компаний «Славянская», Компания Blackwood, риэлторская группа «АКРУС-недвижимость»), в которых занимал как ведущие, так и руководящие должности. С февраля 2010 года возглавляет юридический отдел издательства «Эксмо».

— Каковы основные блоки работы вашего юридического отдела?

— Если говорить о книжном бизнесе, то можно выделить три основных блока юридической работы: договорная, корпоративная и судебно-претензионная. Причем договорная работа занимает самую существенную долю и процентов 30−40 всех договоров составляют договоры с правообладателями. Они касаются не только передачи прав на литературные произведения, но и всего процесса производства и издания книг.

— И как выглядит этот процесс глазами юриста?

О компании
Издательство «Эксмо» вышло на российский книжный рынок в 1991 году и уже через год работы попало в пятерку лидеров. В настоящее время доля издательства на российском книжном рынке составляет 18 процентов (по данным Российской книжной палаты). С издательством сотрудничают Дарья Донцова, Александра Маринина, Виктор Пелевин, Дина Рубина, Людмила Улицкая и многие другие авторы бестселлеров. Продукция издательства охватывает все сегменты книжного рынка, за исключением школьных учебников.

— Есть несколько вариантов в зависимости от ситуации: мы приобретаем права на готовое произведение или заказываем его автору, со стороны правообладателя выступает сам автор или литературное агентство. При этом, если речь идет о зарубежных авторах, договор может быть подчинен законодательству иностранных юрисдикций. Литературные агентства приобретают права на определенные литературные произведения и затем предлагают их на издательском рынке. В основном они специализируются на зарубежных изданиях либо аккумулируют права на произведения молодых и пока не очень известных, но подающих надежды российских авторов. В таком случае договор с агентством помимо передачи прав, как правило, предусматривает процедуру продвижения определенного автора на книжном рынке. С проверенными авторами, с которыми издательство сотрудничает давно, мы часто заключаем договоры авторского заказа. Тогда автору дается определенное задание: создание произведения в таком-то жанре, иногда — в конкретной раскрученной серии с указанием приблизительного объема готового произведения и сроков его создания. После того как согласован определенный формат книги, конкретная редакция издательства, которая специализируется на соответствующем сегменте книжной продукции, решает целый комплекс вопросов, связанных не только с выпуском, но и с продвижением будущей книги: ее оформлением, разработкой оригинал-макета, размером тиража, размещением заказа в типографии, организацией рекламной кампании. Все это тоже требует оформления соответствующих договоров. В дальнейшем издательство заключает договоры поставки готовой книжной продукции в торговые сети, в том числе специализированные книжные магазины.

— Одним из трех важнейших блоков работы вы назвали претензионно-исковую. У вас много судебных споров?

— Нет, немного. Как любая крупная и известная компания, издательство старается не доводить споры до суда, даже несмотря на то, что в большинстве случаев мы правы. Просто активная судебная деятельность компании негативно сказывается на репутации. До суда доходит, если есть принципиальное непонимание сторон и нежелание понять друг друга. Поэтому у нас упор на работу по досудебному урегулированию споров. Издательство со своей стороны всегда старается идти навстречу оппоненту, объяснить свою позицию и найти компромисс. Мы, как правило, на аутсорсинге привлекаем адвокатские коллегии, которые специализируются на внесудебном урегулировании споров и фактически исполняют функции медиаторов. При этом мы сами тоже не полностью отрешаемся от дела и стараемся работать в команде.

— Почему вы не ведете это направление полностью своими силами?

— Потому что нужно правильно расставлять приоритеты. Опыта у меня и у моих сотрудников хватает, чтобы самостоятельно заниматься урегулированием споров, однако это такая категория мероприятий, которая отнимает достаточно много времени, а нам важно не запустить и текущую работу.

— Встречается ли пиратство в книжном бизнесе и если да, то как вы с ним боретесь?

— Книжное пиратство не просто встречается, это серьезная угроза книжному бизнесу в целом. Причем оно существует в разных вариантах. Бывает, что книжную продукцию выпускают контрафактным образом подпольные издательства. Мы отслеживаем эти ситуации. Правда, в России это не налажено в масштабных размерах, но мы столкнулись с такими случаями за границей. Например, сейчас мы принимаем превентивные меры в Израиле, где очень популярна продукция издательства «Эксмо» из-за большого количества русскоязычного населения. Почувствовав спрос, пираты там развернулись на полную мощь: наши книги копируются вплоть до обложек и иллюстраций, но только на бумаге плохого качества и с мягким переплетом, если у нас он твердый. Естественно, цена демпинговая с учетом того, что у них нет затрат на транспортировку, таможенные платежи, дистрибуцию и т. д. Причем эти книги продаются в открытую в крупных книжных магазинах. Мы сейчас закупаем контрафактную продукцию, фиксируем все эти факты и уже направили в крупные книжные магазины Израиля претензионные письма. Конечно, поскольку речь идет о территории другого государства, нам пришлось привлечь местных адвокатов. Но особенно больная для нас тема — это интернет-пиратство, когда литературные произведения скачиваются с какого-либо сайта. Эта ситуация сложна тем, что правовая возможность предъявления претензий к интернет-пиратам существует, а реальная нет. Установить конкретного нарушителя практически невозможно. Система регистрации доменных имен построена таким образом, что достаточно указать вымышленные личные данные, и выяснить, кто реально стоит за интернет-ресурсом, нельзя. Для изменения этой ситуации необходимы как минимум законы, регулирующие порядок размещения информации в интернет-пространстве.

— Какие еще бывают нарушения в сфере интеллектуальной собственности издательства?

— Бывает, какое-то другое издательство пытается заработать на успехе конкретной продукции «Эксмо». Например, выпускает книги, очень похожие в глазах читателей на продолжение нашей популярной книжной серии, с повторением стиля оформления, имен персонажей и проч. С помощью такого нотариального действия, как обеспечение доказательств, мы фиксируем содержание сайта, где рекламируется или через который распространяется спорная книжная продукция, иногда делаем контрольную закупку. Кроме того, можно сделать запрос в Российскую книжную палату, где регистрируется вся официально выпускаемая книжная продукция, относительно конкретных спорных изданий. Но в подобных ситуациях далеко не всегда можно говорить о нарушении авторских прав. Допустим, у персонажа то же имя, но его образ описан по-другому. А на идеи, как известно, авторское право не распространяется. Здесь речь идет о недобросовестной конкуренции, но не о нарушении авторских прав.

— Работа с интеллектуальной собственностью ограничивается правами на произведения?

— Нет, это еще и работа с товарными знаками. Перед появлением новой книжной серии мы всегда проверяем, не зарегистрирован ли товарный знак с таким же названием. Не секрет, что существуют компании, сотнями регистрирующие в качестве товарных знаков удачные словосочетания, которые в дальнейшем могут быть полезны. Их не используют, а просто ждут случая, когда кто-то выпустит, допустим, книжную продукцию соответствующей серии, не проверив наличие регистрации на товарный знак с соответствующим названием. Они тут же выйдут на переговоры и предъявят претензии. Или возможно существование вполне реального товарного знака на имя правообладателя, издательский бизнес для которого не является приоритетным, что также не исключает конфликта интересов.

Требования к юристам: самостоятельность и широкий подход

— По каким критериям вы отбираете новых сотрудников в юридический отдел?

— Требования к базовому уровню — это хорошее образование и опыт работы. А в остальном единых критериев, которые распространялись бы на все случаи, не существует. Я исхожу из текущих задач, которые стоят перед отделом на данный конкретный момент. Иногда нужны аналитики, иногда — хорошие исполнители, иногда — стратеги.

— Каких качеств вы ждете от сотрудников?

— Для меня важен широкий подход, то есть возможность самостоятельно формулировать задачу и учитывать все возможные нюансы. Ведь конкретную задачу может поставить не только руководитель юридического отдела, но и другие подразделения компании. Они не всегда знают, какую информацию нужно предоставить юристу для разработки той или иной правовой схемы и насколько полной она должна быть. Юрист должен это учитывать, чтобы выяснить недостающие данные.

Мнение коллеги

«Нужны законы, регулирующие порядок размещения информации в интернет-пространстве»

Станислав Гавриленков,
юрисконсульт ОАО «Молодая гвардия»

— С чем связаны основные направления вашей работы?

— C авторскими договорами и сопровождением деятельности типографии. Также это договорная работа в области поставок книжной продукции и арендные отношения.

— Можно ли сказать, что самый крупный блок работы связан с интеллектуальной собственностью?

— Я бы так не сказал. Скорее все направления, которые я назвал, одинаково важны и занимают примерно равное количество времени.

— С какими видами споров вам чаще всего приходится сталкиваться?

— В прежние годы основными были споры, связанные с защитой авторских прав и прав на товарные знаки, но в настоящее время они второстепенны. На первый план вышли судебные споры по взысканию дебиторской задолженности, связанной с издательской и полиграфической деятельностью. В этом мы мало отличаемся от компаний других сфер деятельности.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль