«В компании нет подразделений, с которыми мы не взаимодействуем»

744
Юристам крупной производственной компании приходится заниматься правовыми вопросами, связанными не только с продвижением продукции на рынке, но и с деятельностью заводов. Об оригинальном решении по совмещению этих функций нам рассказала Маргарита Данелия, начальник юридического отдела ООО «Крафт Фудс Рус»

Юристам крупной производственной компании приходится заниматься правовыми вопросами, связанными не только с продвижением продукции на рынке, но и с деятельностью заводов. Об оригинальном решении по совмещению этих функций нам рассказала Маргарита Данелия, начальник юридического отдела ООО «Крафт Фудс Рус»

«В компании нет подразделений, с которыми мы не взаимодействуем»

О компании

ООО «Крафт Фудс Рус» — часть компании Kraft Foods Inc., второго в мире производителя упакованных пищевых продуктов. На российском рынке — 15 лет. Лидер в категориях: шоколад и шоколадные конфеты, сублимированный кофе и бисквиты. Брэнды: кофе Carte Noire, Jacobs, Maxwell House; шоколад Alpen Gold, «Воздушный», Milka, печенье «Юбилейное», «Причуда» и др. В феврале 2010 года Kraft Foods приобрел компанию Cadbury (брэнды на российском рынке: жевательная резинка Dirol, Stimorol, Malabar, леденцы Halls и Dirol Drops, шоколад Cadbury, Tempo и Picnic).

Структура юридической службы

— Как устроена юридическая служба такой крупной компании, как «Крафт Фудс Рус»?

— Я работаю в компании уже восемь лет, и устройство юридической службы менялось у меня на глазах. Изначально, когда это была достаточно небольшая, хотя и динамично развивающаяся компания, юридический отдел состоял всего из нескольких человек: начальника, юриста и паралигала (помощника юриста) на заводе. На сегодняшний день, когда Kraft Foods занимает одно из лидирующих положений на рынке продуктов питания России и включает в себя такие компании, как Cadbury, ОАО «Большевик», ранее принадлежавшее группе Danone, наш юридический отдел стал значительно больше и состоит из пяти юристов, двух паралигалов и секретаря. Один юрист ведет корпоративное направление, включая долгосрочные проекты по реструктуризации компании, другой — отдел маркетинга и вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и т. д. Однако указанное функциональное распределение не означает, что специалисты занимаются исключительно одним профильным направлением. Каждый юрист помимо своей основной функции также осуществляет юридическую поддержку деятельности вверенного ему завода компании. А это и охрана труда, и промышленная безопасность, и лицензирование, получение различных разрешений, регистрация объектов недвижимости, поставки оборудования и сырья, строительство и т. д. Из этого правила, правда, есть одно исключение: юрист, ответственный за маркетинг и интеллектуальную собственность, в силу очень большого объема работы не ведет дополнительно дела завода. Подобное распределение «функция плюс завод» позволяет юристам компании быть вовлеченными в широкий спектр правовых вопросов, что обеспечивает их гармоничное развитие, взаимозаменяемость и всестороннее представление о деятельности компании.

— С чем связан тот факт, что юридическое сопровождение заводов осуществляется дистанционно? Не проще ли, когда на каждом заводе есть свой штатный юрист?

— Скажу откровенно: изначально я этому решению внутренне немного противилась. Мне казалось, что юрист завода должен сидеть на заводе. Но по прошествии нескольких лет я свое мнение изменила. Наша система не только не тормозит рабочие процессы, но и, наоборот, имеет свои преимущества. Когда юрист на каждодневной основе взаимодействует только с менеджментом завода, это лишает его некой беспристрастности в отношении принятия сложных решений. Дистанционная же работа позволяет принимать решения объективно, прежде всего руководствуясь интересами компании в целом, а не конкретной ситуацией или тем более личными отношениями с руководящим составом завода. По опыту могу сказать: нет таких вопросов, которые требуют постоянного присутствия юриста на заводе. Безусловно, есть ситуации, требующие выезда юриста на место. И мы в этом никогда не отказываем. Что важно в данной модели отношений, так это чтобы сотрудники завода и его руководство лично знали юриста, который с ними работает, и чтобы такой юрист был всегда для них доступен.

Специфика правовой работы

— С какими подразделениями компании тесно взаимодействует юридический отдел?

— Вообще, в компании нет подразделений, с которыми мы не взаимодействуем. Просто есть функции, с которыми мы работаем каждый день и очень плотно: это отдел продаж и отдел маркетинга; а есть функции, с которыми мы работаем при возникновении такой необходимости или запроса. Более того, наша работа не сводится просто к формальной юридической выверке договоров. Мы активно участвуем в переговорных процессах, принимаем участие в стратегических встречах, так как считаем, что высокое качество юридического сопровождения достигается только при исключительном знании бизнес-процессов.

— В чем заключается работа отдела в сфере продаж и маркетинга?

— Под работой с отделом продаж я имею в виду правовое сопровождение отношений компании с дистрибьюторами, торговыми сетями, рекламных услуг и иных действий, направленных на продвижение продукции компании, участие в переговорном процессе. Мы также принимаем активное участие в заседаниях экспертных советов, в юридических конференциях, организуем встречи юристов сектора для обсуждения острых правовых вопросов. В этой сфере мы в основном работаем с гражданским, антимонопольным законодательством и законом о торговле*. Работа же с отделом маркетинга тесно связана с интеллектуальной собственностью, особенно с товарными знаками, объектами авторских прав. Тут для нас важно не только защищать свои товарные знаки и права на иные объекты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции со стороны участников рынка, но и не допускать собственных нарушений, например в случаях запуска новых продуктов. Поэтому при разработке любой новой идеи относительно товарного знака, упаковки, рекламы юристы вовлечены в процесс с самого начала. Если привлечь юриста уже на завершающей стадии, может получиться, что в силу наличия конфликта интересов уже практически готовый проект будет направлен юристами на доработку.

— С учетом объемов продаж «Крафт Фудс Рус» можно представить себе, какое у вас количество договоров. Юридическая служба контролирует буквально каждый из них?

— В среднем в компании заключается где-то порядка двух тысяч договоров в год. Значительная часть таких договоров проходит через наш отдел. Конечно, у нас создана база стандартных форм. Но поставщики и покупатели не всегда на них соглашаются. Иногда предлагают свои формы, а иногда вносят изменения в наши. Такие изменения требуют юридической выверки. Особую сложность представляют договоры с торговыми сетями. В отношении данных договоров юристы активно участвуют в переговорах как по юридическим, так и по коммерческим вопросам. Но представьте себе, как тормозился бы рабочий процесс, если бы менеджеры в рамках переговоров с контрагентами каждый раз звонили нам и спрашивали, стоит ли соглашаться с тем или иным предложением или позицией партнера. Поэтому мы считаем, что сотрудники компании, особенно участвующие в переговорном процессе, должны хорошо понимать законодательную базу, на основе которой они работают. С этой целью мы регулярно проводим тренинги для сотрудников компании, рассказываем о законодательных тенденциях.

«В компании нет подразделений, с которыми мы не взаимодействуем»

Биография

Маргарита Данелия родилась в 1977 году в Москве. В 2001 году окончила юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. После окончания университета три с половиной года работала в юридическом отделе американской фармацевтической компании Baxter International. В 2003 году перешла в юридический отдел ООО «Крафт Фудс Рус», который возглавляет с 2006 года.

— Иногда в крупных компаниях довольно болезненным является процесс согласования тех или иных проектов, внутренних документов между разными службами, позиции которых могут расходиться. Особенно это касается юридической и финансовой служб. Как строится этот процесс у вас?

— У нас действует принцип предварительного согласования любого решения внутри финансового (налогового) и юридического отделов. Только после того, как между этими функциями достигнуто единое понимание по вопросу, такое выверенное решение предлагается другим отделам. Более того, не бывает такого, что юристы смотрят только свою часть, комментируют ее и ждут, какая же будет позиция у налогового или иного отдела. Мы стараемся работать «в связке», в том числе с коммерческими функциями. Это существенно ускоряет процесс, положительно влияет на взаимодействие и взаимоуважение отделов. Особенно хотелось бы отметить, что при такой позиции наш отдел не воспринимается «полицейским», а играет роль юридического партнера коммерческих функций.

Требования к юристам: аналитические способности и умение работать в команде

— Как вы выбираете новых сотрудников при появлении вакансии в отделе?

— У нас многоступенчатая система. Первичный отбор проводят специалисты агентства по подбору персонала, наша кадровая служба, а затем с кандидатом встречаюсь я. На практике моя беседа с кандидатом занимает порядка полутора часов. Я задаю много вопросов из практики, в том числе тех, которые для меня самой остаются дискуссионными. Юридическая работа в большей степени аналитическая, простого знания норм недостаточно. Поэтому мне важно увидеть, как человек рассуждает. Даже если его ответы на вопросы в какой-то степени расходятся с законом, но человек может убедительно объяснить и отстоять свою позицию, заинтересовать своим мнением слушателя, мне это очень импонирует, и такие кандидаты мне нравятся. Кроме того, за время беседы я стараюсь понять, насколько человек впишется в наш коллектив.

Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

«В компании нет подразделений, с которыми мы не взаимодействуем»
Вера Колесник,
директор юридического отдела «Нестле Россия» в регионе Россия-Евразия.

— Каковы основные блоки работы юридической службы вашей компании и какие из них требуют особого внимания?

— Среди основных блоков работы я бы выделила защиту прав и законных интересов компании, юридические консультации других структурных подразделений и договорную работу, в том числе структурирование и проведение сделок, разрешение правовых споров. Среди этих направлений я могу особо отметить правовое сопровождение сделок, так как изначально правильно структурированная сделка, четко зафиксированные договоренности сторон и адекватная оценка рисков во многом обусловливают получение ожидаемого компанией экономического результата.

— У «Нестле» большое количество широко известных товарных знаков. Можно ли сказать, что работа с интеллектуальной собственностью является одним из приоритетных направлений юридической службы?

— Безусловно, это одно из приоритетных направлений нашей работы. Компания «Нестле» на сегодняшний день владеет более 120 тыс. зарегистрированных товарных знаков и промышленных образцов, которые известны и любимы во всем мире. Товарные знаки «Нестле» являются одним из ее самых ценных активов. Наша юридическая служба включает в себя подразделение высококвалифицированных юристов, специализирующихся на вопросах интеллектуальной собственности. Их основными задачами являются правовая защита брэндов «Нестле» от незаконного использования, а также недопущение нарушения прав других участников рынка при ведении деятельности компании.


* Федеральный закон от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль