«Есть любопытные нюансы нормативного регулирования отношений с авиакомпаниями»

631
В практике юриста аэропорта бывают совершенно неожиданные административные функции: согласование строительства, которое планирует третье лицо, разбор случаев ДТП. И юристы обязаны быть на связи круглосуточно. Почему — мы узнали от Светланы Горобцовой, главного юриста международного аэропорта Шереметьево.


В практике юриста аэропорта бывают совершенно неожиданные административные функции: согласование строительства, которое планирует третье лицо, разбор случаев ДТП. И юристы обязаны быть на связи круглосуточно. Почему — мы узнали от Светланы Горобцовой, главного юриста международного аэропорта Шереметьево.

«Есть любопытные нюансы нормативного регулирования отношений с авиакомпаниями»

Светлана Горобцова, директор дирекции по правовым вопросам ОАО «Международный аэропорт Шереметьево"

Светлана Горобцова родилась в 1980 году в Воронеже. В 2002 году окончила Академию налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции РФ по специальности «юриспруденция». С 2001 по 2003 год служила в органах налоговой полиции РФ, затем в органах внутренних дел РФ. В 2005 году возглавила дирекцию по правовым вопросам международного аэропорта Шереметьево.

Структура юридической службы

— Сколько юристов работает в вашей дирекции по правовым вопросам?

— Двадцать два человека.

— Это большая юридическая служба даже по меркам некоторых крупных холдингов. Чем объясняется необходимость в таком количестве юристов?

— Чтобы ответить на этот вопрос, поясню: международный аэропорт Шереметьево, как большой город — беспокойный и всегда разный. Аэропорт расположен на территории около 1 тыс. гектаров земли. У нас очень разноплановая деятельность. Помимо услуг, предоставляемых авиаперевозчикам, наше предприятие — главный оператор аэропорта и крупный собственник недвижимости сдает в аренду земельные участки, здания, строения, сооружения компаниям, деятельность которых так или иначе связана с обеспечением нормального функционирования аэропорта и воздушных перевозок. Кроме того, аэропорт предоставляет коммунальные услуги, услуги связи, осуществляет поставки электроэнергии. Предприятие бурно развивается: за семь лет были построены несколько новых терминалов аэропорта, с нашим участием начинался проект по реализации железнодорожного сообщения Шереметьево с Москвой («Аэроэкспресс»).

— На какие отделы разделена дирекция по правовым вопросам с учетом такой разноплановой деятельности ОАО «МАШ»?

— Базово дирекция разделена на два основных направления: одно сопровождает коммерческую деятельность предприятия, включая работу с зарубежными контрагентами, другое — административную деятельность и отвечает, в частности, за соответствие локальной нормативной документации действующему законодательству, представляет интересы аэропорта во всем спектре взаимоотношений с государственными органами от обслуживания международных и федеральных авиарейсов до проведения проверок, формулирует предложения по совершенствованию правового регулирования, направляемые в федеральные органы исполнительной власти, сопровождает правовые аспекты работы с персоналом предприятия. О компании

О компании

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по обеспечению регулярных международных перевозок. 100 процентов акций ОАО «МАШ» принадлежит государству. Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений, пропускная способность — порядка 35 млн пассажиров в год. По итогам 2011 года аэропорт Шереметьево вошел в десятку лучших европейских аэропортов, а по результатам IV квартала 2011 года занял 4-е место по качеству обслуживания пассажиров в Европе согласно рейтингу ACI ASQ.

Специфика правовой работы

— Учитывая специфику, проверяющие из контролирующих органов у вас частые гости?

— За 2011 год у нас прошло 99 проверок. Нас контролируют практически все органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль, включая такие, как Ростехнадзор, Ространснадзор, МЧС России, Роспотребнадзор и даже Росатомнадзор. Мы предпочитаем, чтобы наш юрист сопровождал инспекторов от самого начала до завершения любой проверки — это позволяет оперативно снимать многие спорные моменты. Вообще мы очень плотно взаимодействуем с госорганами по самым разным вопросам. В аэропорту Шереметьево действуют такие уникальные в своем роде структуры, как отряд пограничного контроля ФСБ России, специализированное Линейное управление МВД России, Шереметьевская таможня (кстати, одна из крупнейших на территории РФ). Кроме того, как в любом международном аэропорту, в Шереметьево находится пункт пропуска через государственную границу, и в рамках организации работы этого пункта пропуска для повышения качества обслуживания путем межведомственной координации мы постоянно контактируем с Росграницей. Как субъект естественной монополии аэропорт часто получает различные запросы из ФАС России, и эти запросы обрабатывает, естественно, правовая дирекция.

— Наверное, ваша работа не обходится и без обращений потребителей, то есть пассажиров?

— Конечно, обращений очень много. Причем особенность нашей ситуации в том, что пассажиры часто жалуются в наш адрес, хотя на самом деле их недовольство вызвано работой госорганов или иных предприятий на территории аэропорта. Допустим, люди долго простояли в очереди на паспортном контроле — жалобу получает аэропорт. Или случилась задержка выдачи багажа, и, хотя разгрузкой на данном рейсе занималась сама авиакомпания, жалоба адресуется аэропорту. В этих случаях мы все равно реагируем на обращения и пересылаем их тем структурам, которые отвечают за организацию той или иной процедуры, услуги.

— Расскажите о блоке, который курирует коммерческую деятельность аэропорта. Внутри он делится на более узкие направления?

— Этот блок делится на договорное и судебное направления. В нашем случае необходимость разделить эти два направления объясняется территориальной удаленностью аэропорта от города и соответственно от судов. Если юрист уезжает в суд, надо быть готовым к тому, что его не будет весь день, поэтому совмещение договорной и судебной функций одним работником в нашем случае неэффективно.

— Если не секрет, сколько у вас на данный момент действующих договоров?

— Почти семь тысяч. У нас только типовых форм договоров около восьмидесяти.

— Наверное, самые сложные договоры — об оказании услуг авиакомпаниям?

— Вовсе нет. Мы используем принятые ИКАО и ИАТА типовые формы договоров с авиакомпаниями, которые применяют все аэропорты мира, и в них нет ничего сложного. Зато существуют любопытные нюансы нормативного регулирования и правоприменения. Так, например, аэропорт является субъектом естественной монополии. Это значит, что аэропорт и авиакомпания не могут произвольно договориться о расписании авиарейсов. Порядок предоставления слотов (времени обслуживания) для рейсов регулируется п остановлением Правительства Р. Ф. о правилах недискриминационного доступа к услугам аэропортов *, в котором определена приоритетность тех или иных направлений. Интересно, что приоритет имеют рейсы, заявляемые по праву так называемого исторического слота. Допустим, за десятки лет сложилось так, что перелет Москва — Париж осуществляет конкретная авиакомпания в определенное время. Соответственно, отдать этот слот другому рейсу, другой авиакомпании мы уже не можем.

— Набор услуг, которые аэропорт предоставляет авиакомпаниям, всегда стандартен?

— Нет, каждая авиакомпания заказывает тот объем услуг, который необходим именно ей с учетом наличия собственных сервисов. Например, «Аэрофлот» самостоятельно проводит регистрацию пассажиров на рейс, разгрузку и выдачу багажа, но он пользуется аэродромом, стоянками для воздушных судов, информационной связью (объявления о рейсах на табло в аэропорту — это тоже услуга). Кроме названных аэропорт также предоставляет сервисы по координации работы с метеослужбами, прохождению обязательного предполетного медосмотра членов экипажа, техобслуживанию, буксировке, уборке воздушных судов и т. д.

— Скажите, есть какие-то особенности у договоров аренды, которые заключает аэропорт? Все-таки арендуются помещения в особой контролируемой зоне.

— Да, конечно, есть определенные режимные ограничения. Все арендаторы обязаны соблюдать правила авиационной безопасности на территории аэропорта, согласованные с различными госорганами и предполагающие особый пропускной режим. Сотрудники арендатора, чтобы получить постоянный пропуск, проходят проверку ЛУВД аэропорта Шереметьево и пограничной службы.

— Давайте перейдем к работе вашего административного блока. Помимо взаимодействия с госорганами у него есть какие-то специфические направления работы?

— Есть. В частности, юристы входят в комиссию, которая принимает решение о согласовании или несогласовании строительства в зоне, приближенной к аэропорту. Дело в том, что, согласно статье 47 Воздушного кодекса, размещение в районе аэродрома (а это радиус от 15 километров) зданий, сооружений, линий связи и иных объектов должно быть согласовано с собственником аэродрома. Это связано с безопасностью полетов и неблагоприятным влиянием на человека шумового воздействия в санитарно-защитной зоне аэропорта. В этой сфере у нас случаются и судебные процессы — мы активно боремся не только с незаконным (несогласованным) строительством на приаэродромной территории, но и с организацией свалок на этой территории. Свалки привлекают большое количество птиц, которые, пересекая воздушное пространство над аэродромом, могут попасть в двигатель самолета. Это влияет на безопасность и регулярность полетов, за которую на этом этапе отвечает главный оператор аэропорта.

Еще у административного блока есть такое специфическое направление, как разбор ДТП, которые случаются на территории аэродрома. Дело в том, что наши дороги — это не дороги общего пользования, и ГИБДД не занимается ДТП, происшедшими на контролируемой территории аэропорта. У нас на этот случай есть собственная инспекция безопасности движения, и в группу разбора всегда входит юрист.

— То есть вы решаете, кто виноват в ДТП? А что если человек не согласен с вашим выводом?

— В контролируемой зоне аэропорта не может находиться личный автотранспорт, поэтому все имевшие место ДТП связаны с транспортом, принадлежащим юридическим лицам. В данном случае у всех участников ДТП застрахована ответственность за причинение вреда, и документ, который мы выносим по итогам разбора случая ДТП, служит основанием для страховой выплаты. Так что возражения могут возникнуть не у участников ДТП, а у страховых компаний. Если они возникают, то вопрос решается в суде.

— Наверняка основное направление все-таки связано с обеспечением безопасного функционирования аэропорта. Это совместная функция аэропорта и правоохранительных органов?

— К сожалению, в России до сих пор нет четкого правового регулирования этого вопроса. Фактически это совместная функция — у нас принят ряд совместных локальных нормативных актов, которыми урегулированы технологии взаимодействия аэропорта и полиции. Простейший пример: контроль на входе-выходе обеспечивается силами сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта. Но если вы обратите внимание, там всегда присутствует и сотрудник полиции, который либо перемещается между постами, либо стоит на входе в терминал. При необходимости личного досмотра обязательно понадобится его участие: таким правом наделены только сотрудники полиции.

Требования к сотрудникам: профильный опыт

— Какой опыт работы требуется юристу, чтобы, учитывая специфику деятельности аэропорта, у него был шанс попасть в вашу правовую дирекцию?

— Все зависит от должности, на которую подбираем сотрудника. Если речь идет о коммерческом блоке, то приоритет всегда отдается соискателям, которые ранее работали в коммерческом секторе. Что касается административного блока, то здесь, наоборот, приветствуется опыт работы в государственных органах, потому что у таких сотрудников есть понимание процессов их работы и проводимых проверок изнутри. При этом на ведущие должности мы не берем сотрудников со стороны, потому что невозможно прийти, например, из иной коммерческой структуры и сразу разобраться в специфике работы аэропорта. Есть и такие, кто, работая на технических должностях, получил юридическое образование и теперь успешно трудится в качестве юриста. Так что руководящие кадры мы предпочитаем растить сами.

— Есть какие-то особенности работы в связи с тем, что аэропорт функционирует круглосуточно?

— Да. В связи с этим телефоны юристов тоже включены круглосуточно. Надо быть готовым к тому, что при возникновении внештатной ситуации понадобится срочно приехать.

— Какая это может быть ситуация?

— Любая ситуация, требующая создания внутренней комиссии по расследованию того или иного факта. Например, связанная со сбоями в расписании, с повреждением имущества предприятия, какие-то неожиданные происшествия с пассажирами.

Беседовала Евгения Яковлева, главный редактор журнала «Юрист компании»


* Постановление Правительства Р. Ф.от 22.07.09 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.