«Есть любопытные нюансы нормативного регулирования отношений с авиакомпаниями»

707
В практике юриста аэропорта бывают совершенно неожиданные административные функции: согласование строительства, которое планирует третье лицо, разбор случаев ДТП. И юристы обязаны быть на связи круглосуточно. Почему — мы узнали от Светланы Горобцовой, главного юриста международного аэропорта Шереметьево.


В практике юриста аэропорта бывают совершенно неожиданные административные функции: согласование строительства, которое планирует третье лицо, разбор случаев ДТП. И юристы обязаны быть на связи круглосуточно. Почему — мы узнали от Светланы Горобцовой, главного юриста международного аэропорта Шереметьево.

«Есть любопытные нюансы нормативного регулирования отношений с авиакомпаниями»

Светлана Горобцова, директор дирекции по правовым вопросам ОАО «Международный аэропорт Шереметьево"

Светлана Горобцова родилась в 1980 году в Воронеже. В 2002 году окончила Академию налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции РФ по специальности «юриспруденция». С 2001 по 2003 год служила в органах налоговой полиции РФ, затем в органах внутренних дел РФ. В 2005 году возглавила дирекцию по правовым вопросам международного аэропорта Шереметьево.

Структура юридической службы

— Сколько юристов работает в вашей дирекции по правовым вопросам?

— Двадцать два человека.

— Это большая юридическая служба даже по меркам некоторых крупных холдингов. Чем объясняется необходимость в таком количестве юристов?

— Чтобы ответить на этот вопрос, поясню: международный аэропорт Шереметьево, как большой город — беспокойный и всегда разный. Аэропорт расположен на территории около 1 тыс. гектаров земли. У нас очень разноплановая деятельность. Помимо услуг, предоставляемых авиаперевозчикам, наше предприятие — главный оператор аэропорта и крупный собственник недвижимости сдает в аренду земельные участки, здания, строения, сооружения компаниям, деятельность которых так или иначе связана с обеспечением нормального функционирования аэропорта и воздушных перевозок. Кроме того, аэропорт предоставляет коммунальные услуги, услуги связи, осуществляет поставки электроэнергии. Предприятие бурно развивается: за семь лет были построены несколько новых терминалов аэропорта, с нашим участием начинался проект по реализации железнодорожного сообщения Шереметьево с Москвой («Аэроэкспресс»).

— На какие отделы разделена дирекция по правовым вопросам с учетом такой разноплановой деятельности ОАО «МАШ»?

— Базово дирекция разделена на два основных направления: одно сопровождает коммерческую деятельность предприятия, включая работу с зарубежными контрагентами, другое — административную деятельность и отвечает, в частности, за соответствие локальной нормативной документации действующему законодательству, представляет интересы аэропорта во всем спектре взаимоотношений с государственными органами от обслуживания международных и федеральных авиарейсов до проведения проверок, формулирует предложения по совершенствованию правового регулирования, направляемые в федеральные органы исполнительной власти, сопровождает правовые аспекты работы с персоналом предприятия. О компании

О компании

Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по обеспечению регулярных международных перевозок. 100 процентов акций ОАО «МАШ» принадлежит государству. Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений, пропускная способность — порядка 35 млн пассажиров в год. По итогам 2011 года аэропорт Шереметьево вошел в десятку лучших европейских аэропортов, а по результатам IV квартала 2011 года занял 4-е место по качеству обслуживания пассажиров в Европе согласно рейтингу ACI ASQ.

Специфика правовой работы

— Учитывая специфику, проверяющие из контролирующих органов у вас частые гости?

— За 2011 год у нас прошло 99 проверок. Нас контролируют практически все органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль, включая такие, как Ростехнадзор, Ространснадзор, МЧС России, Роспотребнадзор и даже Росатомнадзор. Мы предпочитаем, чтобы наш юрист сопровождал инспекторов от самого начала до завершения любой проверки — это позволяет оперативно снимать многие спорные моменты. Вообще мы очень плотно взаимодействуем с госорганами по самым разным вопросам. В аэропорту Шереметьево действуют такие уникальные в своем роде структуры, как отряд пограничного контроля ФСБ России, специализированное Линейное управление МВД России, Шереметьевская таможня (кстати, одна из крупнейших на территории РФ). Кроме того, как в любом международном аэропорту, в Шереметьево находится пункт пропуска через государственную границу, и в рамках организации работы этого пункта пропуска для повышения качества обслуживания путем межведомственной координации мы постоянно контактируем с Росграницей. Как субъект естественной монополии аэропорт часто получает различные запросы из ФАС России, и эти запросы обрабатывает, естественно, правовая дирекция.

— Наверное, ваша работа не обходится и без обращений потребителей, то есть пассажиров?

— Конечно, обращений очень много. Причем особенность нашей ситуации в том, что пассажиры часто жалуются в наш адрес, хотя на самом деле их недовольство вызвано работой госорганов или иных предприятий на территории аэропорта. Допустим, люди долго простояли в очереди на паспортном контроле — жалобу получает аэропорт. Или случилась задержка выдачи багажа, и, хотя разгрузкой на данном рейсе занималась сама авиакомпания, жалоба адресуется аэропорту. В этих случаях мы все равно реагируем на обращения и пересылаем их тем структурам, которые отвечают за организацию той или иной процедуры, услуги.

— Расскажите о блоке, который курирует коммерческую деятельность аэропорта. Внутри он делится на более узкие направления?

— Этот блок делится на договорное и судебное направления. В нашем случае необходимость разделить эти два направления объясняется территориальной удаленностью аэропорта от города и соответственно от судов. Если юрист уезжает в суд, надо быть готовым к тому, что его не будет весь день, поэтому совмещение договорной и судебной функций одним работником в нашем случае неэффективно.

— Если не секрет, сколько у вас на данный момент действующих договоров?

— Почти семь тысяч. У нас только типовых форм договоров около восьмидесяти.

— Наверное, самые сложные договоры — об оказании услуг авиакомпаниям?

— Вовсе нет. Мы используем принятые ИКАО и ИАТА типовые формы договоров с авиакомпаниями, которые применяют все аэропорты мира, и в них нет ничего сложного. Зато существуют любопытные нюансы нормативного регулирования и правоприменения. Так, например, аэропорт является субъектом естественной монополии. Это значит, что аэропорт и авиакомпания не могут произвольно договориться о расписании авиарейсов. Порядок предоставления слотов (времени обслуживания) для рейсов регулируется п остановлением Правительства Р. Ф. о правилах недискриминационного доступа к услугам аэропортов *, в котором определена приоритетность тех или иных направлений. Интересно, что приоритет имеют рейсы, заявляемые по праву так называемого исторического слота. Допустим, за десятки лет сложилось так, что перелет Москва — Париж осуществляет конкретная авиакомпания в определенное время. Соответственно, отдать этот слот другому рейсу, другой авиакомпании мы уже не можем.

— Набор услуг, которые аэропорт предоставляет авиакомпаниям, всегда стандартен?

— Нет, каждая авиакомпания заказывает тот объем услуг, который необходим именно ей с учетом наличия собственных сервисов. Например, «Аэрофлот» самостоятельно проводит регистрацию пассажиров на рейс, разгрузку и выдачу багажа, но он пользуется аэродромом, стоянками для воздушных судов, информационной связью (объявления о рейсах на табло в аэропорту — это тоже услуга). Кроме названных аэропорт также предоставляет сервисы по координации работы с метеослужбами, прохождению обязательного предполетного медосмотра членов экипажа, техобслуживанию, буксировке, уборке воздушных судов и т. д.

— Скажите, есть какие-то особенности у договоров аренды, которые заключает аэропорт? Все-таки арендуются помещения в особой контролируемой зоне.

— Да, конечно, есть определенные режимные ограничения. Все арендаторы обязаны соблюдать правила авиационной безопасности на территории аэропорта, согласованные с различными госорганами и предполагающие особый пропускной режим. Сотрудники арендатора, чтобы получить постоянный пропуск, проходят проверку ЛУВД аэропорта Шереметьево и пограничной службы.

— Давайте перейдем к работе вашего административного блока. Помимо взаимодействия с госорганами у него есть какие-то специфические направления работы?

— Есть. В частности, юристы входят в комиссию, которая принимает решение о согласовании или несогласовании строительства в зоне, приближенной к аэропорту. Дело в том, что, согласно статье 47 Воздушного кодекса, размещение в районе аэродрома (а это радиус от 15 километров) зданий, сооружений, линий связи и иных объектов должно быть согласовано с собственником аэродрома. Это связано с безопасностью полетов и неблагоприятным влиянием на человека шумового воздействия в санитарно-защитной зоне аэропорта. В этой сфере у нас случаются и судебные процессы — мы активно боремся не только с незаконным (несогласованным) строительством на приаэродромной территории, но и с организацией свалок на этой территории. Свалки привлекают большое количество птиц, которые, пересекая воздушное пространство над аэродромом, могут попасть в двигатель самолета. Это влияет на безопасность и регулярность полетов, за которую на этом этапе отвечает главный оператор аэропорта.

Еще у административного блока есть такое специфическое направление, как разбор ДТП, которые случаются на территории аэродрома. Дело в том, что наши дороги — это не дороги общего пользования, и ГИБДД не занимается ДТП, происшедшими на контролируемой территории аэропорта. У нас на этот случай есть собственная инспекция безопасности движения, и в группу разбора всегда входит юрист.

— То есть вы решаете, кто виноват в ДТП? А что если человек не согласен с вашим выводом?

— В контролируемой зоне аэропорта не может находиться личный автотранспорт, поэтому все имевшие место ДТП связаны с транспортом, принадлежащим юридическим лицам. В данном случае у всех участников ДТП застрахована ответственность за причинение вреда, и документ, который мы выносим по итогам разбора случая ДТП, служит основанием для страховой выплаты. Так что возражения могут возникнуть не у участников ДТП, а у страховых компаний. Если они возникают, то вопрос решается в суде.

— Наверняка основное направление все-таки связано с обеспечением безопасного функционирования аэропорта. Это совместная функция аэропорта и правоохранительных органов?

— К сожалению, в России до сих пор нет четкого правового регулирования этого вопроса. Фактически это совместная функция — у нас принят ряд совместных локальных нормативных актов, которыми урегулированы технологии взаимодействия аэропорта и полиции. Простейший пример: контроль на входе-выходе обеспечивается силами сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта. Но если вы обратите внимание, там всегда присутствует и сотрудник полиции, который либо перемещается между постами, либо стоит на входе в терминал. При необходимости личного досмотра обязательно понадобится его участие: таким правом наделены только сотрудники полиции.

Требования к сотрудникам: профильный опыт

— Какой опыт работы требуется юристу, чтобы, учитывая специфику деятельности аэропорта, у него был шанс попасть в вашу правовую дирекцию?

— Все зависит от должности, на которую подбираем сотрудника. Если речь идет о коммерческом блоке, то приоритет всегда отдается соискателям, которые ранее работали в коммерческом секторе. Что касается административного блока, то здесь, наоборот, приветствуется опыт работы в государственных органах, потому что у таких сотрудников есть понимание процессов их работы и проводимых проверок изнутри. При этом на ведущие должности мы не берем сотрудников со стороны, потому что невозможно прийти, например, из иной коммерческой структуры и сразу разобраться в специфике работы аэропорта. Есть и такие, кто, работая на технических должностях, получил юридическое образование и теперь успешно трудится в качестве юриста. Так что руководящие кадры мы предпочитаем растить сами.

— Есть какие-то особенности работы в связи с тем, что аэропорт функционирует круглосуточно?

— Да. В связи с этим телефоны юристов тоже включены круглосуточно. Надо быть готовым к тому, что при возникновении внештатной ситуации понадобится срочно приехать.

— Какая это может быть ситуация?

— Любая ситуация, требующая создания внутренней комиссии по расследованию того или иного факта. Например, связанная со сбоями в расписании, с повреждением имущества предприятия, какие-то неожиданные происшествия с пассажирами.

Беседовала Евгения Яковлева, главный редактор журнала «Юрист компании»


* Постановление Правительства Р. Ф.от 22.07.09 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль