«У нас по закону нет возможности отказать в посещении киносеанса, если человек предъявил билет»

2955
Почему при наличии в фильме сцен с курением табака или употреблением наркотиков проблемы возникают у кинотеатров, а не у дистрибьютора фильма? Какие нестандартные претензии посетителей не дают скучать «киношным» юристам? Можно ли попросить удалить из кинозала мешающего соседа? Ответы — в интервью с Екатериной Рыковой, директором юридического департамента сети кинотеатров «СИНЕМА ПАРК».

«У нас по закону нет возможности отказать в посещении киносеанса, если человек предъявил билет»

Компания

«СИНЕМА ПАРК» — национальная сеть кинотеатров, в настоящее время насчитывающая 30 кинотеатров в 18 городах России (281 цифровой кинозал, включая 16 суперзалов IMAX, 7 залов 4DX, 52 470 посадочных мест). Первый кинотеатр сети был открыт в Москве в 2004 году, а в 2006 году «СИНЕМА ПАРК» установила первый в России цифровой проектор. Это стало отправной точкой важного этапа, перехода от пленочных технологий к цифровому кинопоказу. На данный момент вся сеть кинотеатров цифровая.

— Екатерина, до «СИНЕМА ПАРК» Вы работали в рекламном бизнесе и таком весьма специфическом сегменте, как интернет-технологии. А в «СИНЕМА ПАРК» сразу возглавили юрдепартамент. Неужели важнейшие блоки работы юрслужбы в кинопрокате связаны с рекламой и интернет-правом?

— Думаю, выбор в пользу моей кандидатуры был связан не столько со спецификой моих знаний, сколько со способностью приспосабливаться ко всему новому, к креативным находкам бизнеса. Диджитал-маркетинг к этому здорово приучает: там никогда не знаешь, что случится завтра, постоянно новые акции, новые решения. Здесь от меня ждали такой же быстроты реакции и, пожалуй, переориентирования всего юрдепартамента на более творческий подход к работе. Что касается специфики кинопроката, то очень опытные, профессиональные юристы, детально разбирающиеся именно в этом направлении, тут уже были — я пришла в готовую, сформированную команду. С таким сильным коллективом мне достаточно легко было и самой вникать в специфику.

— Раз Вы в нее уже погрузились, расскажите про основные направления работы юрслужбы. Кое-что, конечно, и так очевидно: договоры с дистрибьюторами фильмов о кинопрокате и недвижимость (строительство и аренда помещений под кинотеатры). Что кроме этого?

— Кроме этого много чего! Довольно обширный блок связан с законодательством о рекламе. Реклама — это ведь тоже серьезный источник наших доходов. Речь идет не только о показе рекламных роликов перед сеансом, но и о брендировании залов и барных зон. Кстати, барное направление само по себе тоже достаточно объемное. Продажа продуктов питания и напитков, в том числе, алкогольных, автоматически влечет контроль со стороны государственных органов (в частности, Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования, лицензирующих и налоговых органов), проверки, специфические вопросы в поставках продуктов и напитков, связанные со сроком годности, обязательным наличием определенных этикеток и маркировок, и т. д. Наконец, обращения наших зрителей тоже порой не дают скучать юристам. Не могу сказать, что у нас так широко развито претензионное направление, как, например, в торговле, но неожиданности и даже злоупотребления со стороны потребителей иногда случаются. Мы к этому относимся, скорее, как к курьезам.

— Вот как? И какого рода это обращения — фильм не понравился или кресло в зале неудобное, поэтому верните мне деньги за билет?

— К примеру, у нас был зритель, который утверждал, что порвал брюки, зацепившись за кресло. Сначала он требовал возместить стоимость брюк, а потом решил, что кинотеатр должен оплатить ему новый костюм, причем, по неадекватной цене. Одна дама утверждала, что сломала каблук о кресло по вине кинотеатра.

Вообще обращения не всегда связаны именно с законом «О защите прав потребителей». Бывают случаи, когда при выборе кинофильма для ребенка родители не обращают внимание на возрастные ограничения, предусмотренные Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» и указанные в рекламных материалах этого фильма, либо они считают, что рекламные плакаты фильмов для более взрослой возрастной категории неуместны, если в фойе кинотеатра присутствуют дети. В связи с этим возникают недоразумения вплоть до жалоб в антимонопольные органы.

— Помню, в начале прошлого года возник скандал с фильмом «Волк с Уолл-Стрит», когда Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков возбудила в отношении ряда кинотеатров административные дела. В фильме усмотрели пропаганду наркотиков. Кстати, я так и не поняла, почему претензии возникли к кинотеатрам, а не к дистрибьютору, например?

— Действительно, был такой инцидент в Новосибирске. Сети «СИНЕМА ПАРК» это тоже коснулось. Суд первой инстанции увидел в действиях всех кинотеатров Новосибирска, в том числе и «СИНЕМА ПАРК», административное правонарушение и назначил штраф, но привлечение к ответственности удалось успешно обжаловать. В результате производство по делу было прекращено за отсутствием события административного правонарушения. Почему к ответственности попытались привлечь именно кинотеатры — хороший вопрос, нам тоже было бы интересно это знать. Позиция всех кинотеатров была едина — мы ссылались в суде на то, что фильм имел прокатное удостоверение. А при выдаче этого удостоверения Минкультуры России проверяет фильм, в том числе, на наличие материалов, нарушающих российское законодательство. Если такие материалы в фильме присутствуют, то это основание для отказа в выдаче прокатного удостоверения. Проще говоря, кинотеатры могут добросовестно полагаться на то, что фильм, получивший прокатное удостоверение, не содержит запрещенных материалов. Все сети кинотеатров тогда отстояли свое право показывать «Волк с Уолл-Стрит».

— Интересная ситуация. Скажите, а норма, которая обязывает предупреждать о вреде потребления табака, если в фильме демонстрируются сцены с курением, тоже не должна касаться кинотеатров — по идее, это «головная боль» дистрибьютора?

— А вот здесь другая ситуация! Дистрибьюторы, к сожалению, не всегда следят за наличием предупреждающей информации. Но если ее не будет, то к административной ответственности могут привлечь кинотеатр как организатора демонстрации фильма. По закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма <…>" именно организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации фильма. Хотя технически мы не можем вмешиваться в цифровую копию фильма. Мы даже не можем заранее отсмотреть ее, прежде чем запускать в прокат: для показа кинотеатр получает цифровой ключ, который технически активируется только в определенную дату, когда начинается кинопрокат. То есть имеется расхождение между обязанностью по закону и технической возможностью. Поэтому одна из задач юридического блока — предупредить о рисках наш внутренний департамент кинопроката и разработать соответствующий текст. А департамент кинопроката, в свою очередь, дальше решает вопрос с форматом такого предупреждения, возможностью его включения в кинофильм, и договаривается с дистрибьюторами.

Биография

Екатерина Рыкова родилась 1982 году в Ангарске. В 2004 году окончила факультет международного права Юридического института Иркутского государственного университета. Во время учебы стажировалась в Германии в Университете города Грайфсвальд. В 2004—2007 годах работала в юрслужбах крупных международных рекламных агентств, затем в течение пяти лет обеспечивала правовую поддержку таких ресурсов, как LiveJournal, Championat.com и др. в компании «SUP Fabrik» (позднее компания влилась в состав объединенной компании «Афиша-Рамблер-SUP»). В 2012 году перешла в компанию, специализирующуюся на рекламных технологиях в интернете и мобильных сетях, - «Tinkoff Digital». C мая 2014 года — директор юридического департамента сети кинотеатров «СИНЕМА ПАРК».

— Вообще в целом блок, касающийся правового сопровождения именно проката, можно назвать сложным? В нем бывают какие-то неясности, коллизии?

— В целом нет. Это очень устоявшееся и давно стандартизированное направление работы: здесь и контрагенты (дистрибьюторы) годами одни и те же, и формы договоров давно унифицированы. Как правило, с каждым дистрибьютором заключается либо один долгосрочный договор, и тогда прокат каждого конкретного фильма оформляется дополнительным соглашением, либо каждый раз в отношении проката нового фильма подписываются разовые договоры. Что здесь важно — так это контроль за своевременностью пролонгации или подписания договоров, оформления актов и других закрывающих документов.

— Несколько лет назад была волна судебных споров разных сетей кинотеатров с РАО. Напомню суть: РАО требовало выплат авторских вознаграждений в пользу композиторов за воспроизведение музыки в составе кинофильмов*. Причем, РАО подавало иски даже в отношении музыки к иностранным фильмам, не имея договоров с иностранными композиторами об управлении их правами. Как сейчас обстоят дела с этим вопросом?

— Ничего не изменилось, кроме того, что судебных споров по этому вопросу больше нет. Те дела РАО тогда выиграло, и сети кинотеатров пошли по пути заключения договоров с ним. Вообще ситуация с точки зрения законодательства действительно странная, нелогичная. Неясно, почему за воспроизведение какой-то одной части сложного произведения кинотеатр должен платить отдельно, сверх того, что уже заплатили создатели фильма при использовании этой части (ведь они заключают с композиторами договоры об использовании их музыкальных произведений в фильмах). Но судебная практика сложилась не в пользу кинотеатров, и с этим пришлось смириться. Меня как юриста огорчает еще и непрозрачность ситуации с коллективным управлением правами. Нет единого четкого реестра прав, из которого можно было бы узнать, права на какие произведения переданы в управление какой именно из организаций. Чтобы не сталкиваться каждый раз с этой проблемой хотя бы в связи со звучанием музыки в фойе кинотеатров, мы заказали создание мелодий специально для этих целей. То есть мы заключили договоры напрямую с композиторами и приобрели у них права на использование их музыкальных произведений.

— Давайте поговорим о таком серьезном, хотя, возможно, в чем-то менее креативном блоке, как недвижимость. Расскажите, что нужно в части юридической работы, чтобы открылся новый кинотеатр?

— Есть два «сценария», первый — когда мы арендуем помещение, и второй — когда мы входим в строительство торгово-развлекательного центра как сособственники. В первом случае, поимо аренды, необходим договор подряда на строительно-ремонтные работы (обустройство кинозалов обладает серьезной спецификой — нужно делать специальную систему вентиляции, кондиционирования, гребенки под сиденья и проч.). Во втором случае заключаются договоры на еще более масштабные монтажно-строительные работы. Плюс необходимо закупить специальное кинотехнологическое оборудование. К слову, у нас оно самое современное — лучшее, что есть на рынке! Мы работаем по большим длительным контрактам с IMAX Corporation и производителями технологий 4DX. То есть оборудование импортируется. А что такое импорт? Это риск любых неожиданностей на таможне, путаницы с декларациями, например. Поэтому заключая договор с поставщиком, всегда важно закладывать сроки с учетом таможенного оформления.

— С учетом таких серьезных инвестиций в обустройство каждого кинотеатра, компания крайне заинтересована в долгосрочных отношениях, если это аренда, а также в снижении рисков досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя. Юристы участвуют в переговорах или работают только с проектами договора?

Не только о работе

Вопрос напрашивается сам собой: в кино часто ходите?

К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Такой темп работы! Из недавнего — «Интерстеллар», конечно, очень впечатлил.

А как насчет любви к чтению?

Да, это мне ближе! Очень люблю классику и хорошую, качественную современную прозу. Недавно прочитала роман «И пусть вращается прекрасный мир» Колума Маккэнна — очень рекомендую. Этот роман в 2011 году получил одну из самых престижных литературных мировых премий — Дублинскую.

Спорт?

Тоже да! Мои друзья — страстные любители вейксерфинга и вейкбординга, и меня тоже «заразили». Летом я попробовал встать на вейксерф. Страшно, но удовольствие огромное!

Компания Avito — владелец Avito.ru, крупнейшего в России и третьего в мире сайта объявлений частных лиц, предпринимателей и компаний. Площадка Avito.ru появилась в России в 2009 году, и первоначально ставка была сделана на товары повседневного спроса, чтобы люди могли продавать и покупать практически все — от одежды и мебели до автомобилей и недвижимости. В 2010 году была запущена первая рекламная кампания на ТВ, в 2011 году появился сервис «Магазин на Avito» и первая мобильная версия сайта. В настоящее время портал Avito.ru входит в десятку самых популярных сайтов Рунета. Ежедневно сайт посещает около 4,5 млн уникальных пользователей.

— Юристы участвуют в переговорах, и надо сказать, это настолько трудный процесс, что те, кто занимается недвижимостью, даже отличаются особым характером: тут нужна не только крайняя дотошность к деталям (речь идет об очень объемных договорах! Надо учесть массу нюансов, вплоть до того, кто будет вызывать пожарников и полицию, если вдруг что-то случится), но и большой напор, сила характера, стрессоустойчивость.

— Пользуясь случаем, хочу напоследок кое-что спросить просто как зритель. Некоторые люди, как мне кажется, приходят в кино, исключительно чтобы поесть. И ладно бы только попкорн. Но ведь приносят и еду со специфическими сильными ароматами, кресла могут испачкать, а если совсем не повезет, то и соседей. Почему нельзя как-то ограничить доступ в зал с такой едой, если уж не у всех зрителей хватает внутренней культуры?

— Знакомая проблема! На это многие жалуются. У нас как-то был совсем уж курьезный случай, когда одна зрительница решила за просмотром фильма перекусить рыбой. Естественно, ее соседи возмутились. В барах кинотеатра меню и даже конструкция посуды специально разработаны с учетом того, что человек может взять это с собой в кинозал. Но мы не вправе запретить зрителю проносить в зал свою еду.

Тут вот в чем трудность: у нас по закону нет возможности отказать в посещении киносеанса, если человек предъявил билет. Это же публичный договор, и мы обязаны его исполнять. Нужны специальные ограничения в законодательстве, учитывающие интересы других посетителей. А существующие Правила киновидеообслуживания населения (они, кстати, очень старые — 1994 года, последняя редакция — 2009 года) содержат всего одно основание, когда администрация кинотеатра вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала: если зритель нарушает общественный порядок и причиняет вред имуществу кинотеатра. Во всех остальных случаях администратор зала может только вежливо попросить зрителя учесть интересы других посетителей. Наверное, в это трудно поверить, но мы не имеем права вывести человека из зала, даже если ловим его на пиратской записи фильма во время киносеанса. Все, что можно сделать в таком случае — это вызвать полицию.

Журнал «Юрист компании», № 1, Январь 2015

Интервью: Евгения Яковлева. Фото: Алексей Новиков.


* Право композиторов на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения предусмотрено в пункте 3 статьи 1263 ГК РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.