Мы владеем минимаркетом в Нижнем Новгороде, который стоит на государственной земле

144

Вопрос

Мы владеем минимаркетом в Нижнем Новгороде, который стоит на государственной земле. Ранее имели договор аренды земли, срок которого давно истек. В какой организации можно узнать информацию об этом земельном участке (приватизирован он или нет), нам сказали, что он уже приватизирован кем-то другим без нашего ведома? Является ли законным, что нас не уведомили об этой приватизации, не имели ли мы первостепенного права на приватизацию данного участка? До сих пор платим по этому участку ежеквартальные налоги на землю, т.е. платежка по-прежнему приходит нам».

Ответ

: Для получения информации о земельном участке возможно воспользоваться справочно-информационным сервисом для получения сведений из Государственного кадастра недвижимости по территории Российской Федерации — сервисом «Публичная кадастровая карта».

 

Он позволяет по кадастровому номеру отследить территориальное расположение земельных участков, а также посмотреть схему расположения находящихся на нем объектов.

Узнать кадастровую стоимость конкретного объекта недвижимости и получить иные необходимые сведения, в т.ч. наличие собственника и данных о правоустанавливающих документах, можно на официальном сайте Росреестра. На этом сайте в разделе «Электронные услуги» нужно выбрать подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Поиск информации здесь ведется по кадастровому номеру и адресу земельного участка или иного объекта недвижимости. Этот номер указан в свидетельстве о регистрации права собственности, а также в кадастровом паспорте.

Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросу любого лица за плату. Официальная информация о порядке, способах предоставления сведений государственного кадастра недвижимости приведена на сайте Росреестра.

Относительно возможного выкупа земельного участка лицом, не являющимся собственником объекта недвижимости, то в данном случае усматриваются нарушение норм земельного законодательства. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений (абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ). (см. Постановление ФАС МО от 29.09.2008 № КГ-А40/8582-08-1). Тем более, как следует из вопроса, организация до настоящего момента осуществляет плату за пользование участком.

Для приобретения прав на такой земельный участок нужно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (абз. 1 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 475. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов за исключением документов, предусмотренных этим перечнем (абз. 3 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установил следующие порядок и сроки, тем самым детально регламентировав действия органов государственной власти:

органы государственной власти должны в месячный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или (в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 6 ст. 36 ЗК РФ);

затем в течение месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка орган государственной власти осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как урегулировать вопрос о правах на земельный участок при приобретении здания (сооружения);

Собственнику здания придется обосновать площадь земельного участка, который он намерен выкупить;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как получить у Росреестра информацию о недвижимом имуществе

«Сведения о недвижимом имуществе, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляются на следующих условиях:

1. Открытость сведений ЕГРП — сведения, которые содержатся в реестре (кроме сведений ограниченного доступа), могут быть предоставлены любому лицу по его запросу. Сведения, как правило, предоставляются в виде выписки из ЕГРП (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее — Закон о госрегистрации).

Любое лицо по общему правилу вправе получить информацию в отношении любого из объектов недвижимого имущества. В этом случае в выписке будет содержаться следующая информация о недвижимом имуществе:

описание объекта недвижимости;

зарегистрированные права на недвижимое имущество;

зарегистрированные ограничения и обременения прав на недвижимость (арест, аренда, залог и т. п.);

сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости (например, если в суде рассматривается дело, в котором оспаривается право собственности в отношении этого недвижимого имущества, то такая информация обязательно будет содержаться в ЕГРП).

В то же время нужно учитывать, что некоторые сведение из Реестра не представляются по запросам любого лица. К ним относятся сведения:

о содержании правоустанавливающих документов на недвижимость;

о правах конкретного лица на имеющуюся у него недвижимость;

о переходе прав в отношении конкретного объекта недвижимости;

о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Эти сведения могут быть предоставлены только самим правообладателям, их представителям, судам, правоохранительным органам и иным лицам, указанным в статье 3 Закона о госрегистрации.

Иными словами, юрист может получить сведения из ЕГРП о конкретном объекте недвижимости, но не сможет получитьинформацию о правообладателе и об имеющемся у правообладателя ином недвижимом имуществе.

2. Платность предоставления сведений из ЕГРП — предоставление сведений из Реестра осуществляется за плату.

Размер платы определяется в соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы».

Размер платы за предоставление информации из Реестра зависит от следующих обстоятельств:

статус заявителя (юридическое лицо, физическое лицо, орган государственной власти);

местонахождение недвижимости (если запрос касается объекта недвижимого имущества, регистрацию прав на которое то территориальное отделение Росреестра не осуществляет, этот запрос называется экстерриториальным, и он оплачивается по более высокому тарифу);

вид недвижимого имущества (выписка о зарегистрированных правах на предприятие стоит дороже выписки о правах на иное недвижимое имущество);

вид запрашиваемого документа (выписка о правах на недвижимость; справка о лицах, получивших сведения об объектенедвижимости; справка о содержании правоустанавливающего документа и т. д.);

форма предоставления сведений из ЕГРП (бумажная или электронная).

Например, для подачи запроса о выдаче в бумажном виде выписки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (не предприятие) юридическому лицу нужно будет заплатить 600 руб. за запрос по местонахождению недвижимого имущества и 900 руб. за экстерриториальный запрос; физическому лицу — 200 и 300 руб. соответственно.

Совет (mod = 166, id = 1336)

Юрист может подать запрос от своего имени как физическое лицо. В этом случае стоимость предоставленияинформации из ЕГРП будет несколько ниже, чем если подавать запрос от имени организации. При соответствующей договоренности с руководством и бухгалтерией компании можно пользоваться данным способом. Однако при этом возникает риск, что потраченную денежную сумму организация не сможет отнести на расходы для снижения налоговой базы по налогу на прибыль.

Порядок предоставления сведений из ЕГРП

Чтобы получить сведения из ЕГРП, нужно совершить следующие действия.

1. Перечислить плату за предоставление сведений из ЕГРП.*

Предварительно нужно выбрать вид запрашиваемой информации и форму предоставления сведений из ЕГРП.

Бланк квитанции об оплате для предоставления сведений из ЕГРП можно найти и скачать на официальном сайте Росреестра.

Нужно иметь в виду, что платить за предоставление сведений из Реестра должно то лицо, которое будет обращаться за предоставлением информации. Не должно быть случаев, когда, например, за предоставлением информации обращается сам юрист от своего имени как физическое лицо, а оплату за предоставление сведений перечислила организация, в которой он работает. В то же время вполне допустима ситуация, когда юрист обращается по доверенности от имени организации.

2. Заполнить заявление на предоставление информации из ЕГРП.*

Бланк заявления о предоставлении сведений из Реестра можно найти и скачать на официальном сайте Росреестра.

К заявлению нужно будет приложить документ об оплате, доверенность (если заявление подается от имени другого лица), копию паспорта заявителя, а также иные документы в случае необходимости (их возможный перечень указан в нижней части бланка заявления).

3. Подать заявление в территориальное отделение Росреестра.*

Подать заявление можно следующими способами:

лично в отделении Росреестра в приемный день;

путем направления электронного документа;

по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Если запрос направляется по почте или в форме электронного документа, то для заявителя возникают дополнительные сложности. Так, если запрос о предоставлении сведений из ЕГРП направляется по почте, то подлинность подписи лица, запрашивающего их, или его представителя на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть удостоверены нотариально. Если запрос о предоставлении сведений из Реестра представляется в форме электронного документа, то такой запрос должен быть заверен электронной подписью лица, запрашивающего их, или электронной подписью его представителя. По этой причине юристу лучше всего самому лично подавать запрос на предоставление сведений из ЕГРП.

По общему правилу сведения из ЕГРП предоставляются заявителю в срок не более пяти рабочих дней со дня получения территориальным отделением Росреестра соответствующего запроса (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона о госрегистрации).

В некоторых случаях срок предоставления сведений более продолжительный. Например, если правообладатель хочет получить информацию о лицах, получивших сведения о принадлежащих ему объектах недвижимости, то в этом случае информация предоставляется в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (абз. 2 п. 4 ст. 7 Закона о госрегистрации)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль