Заключен договор поставки товара

264

Вопрос

Заключен договор поставки товара. В договоре указан следующий порядок платежей: "Оплата Товара производится Покупателем в рублях по курсу ЦБ РФ в следующем порядке: 1) Покупатель перечисляет на расчетный счет Поставщика аванс в размере 20% от общей стоимости Товара в течение 10 банковских дней с даты подписания договора. 2) перечисляет 20% общей стоимости Товара в течение 5 банковских дней с момента получения уведомления о готовности к отправке Товара. 3) Оплата оставшейся стоимости Товара производится Покупателем в рассрочку начиная с 1-го числа месяца следующего за месяцем подписания Акта приема-передачи товара ежемесячно равными частями не позднее 5 –го числа каждого месяца". Покупатель оплатил первые два платежа, а 3 платеж разделен на части, но Покупатель все время задерживает оплату этих частей, несколько платежей было с задержкой (2-3 недели), а с декабря платежи вообще не поступали. Требования об оплате поставленного товара на данный момент Поставщиком (нами) к Покупателю не направлялись, были только телефонные переговоры и Покупатель все время просил отсрочки и заверял, что в следующем месяце оплатит, но оплата так не поступала. Поставщик хочет обратиться в суд, но до этого необходимо соблюсти претензионный порядок урегулирования спора, у нас в договоре прописано: «Если между Поставщиком и Покупателем возникают разногласия или споры, связанные с требованиями, не выходящими за пределы обязательств, предусмотренных настоящим Договором, то Стороны стремятся урегулировать их мирным путем. Все разногласия должны быть выражены в письменном виде. Претензия высылается заказным письмом на юридический адрес противной Стороны. Сторона, получившая претензию, обязана дать ответ в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента ее получения». Правильно мы понимаем, что Поставщик не может обращаться в арбитражный суд пока не направит Покупателю претензию и пока Покупатель не ответит на нее? Каким образом правильно составить претензию об оплате товара и пени за просрочку платежа, что в ней прописать необходимо? Требование об уплате поставленного товара и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и претензия об оплате товара и пени за просрочку платежа - это одно и то же или это два разных документа, в нашем случае, что необходимо (какой документ) направить Покупателю? В претензии мы можем требовать уплаты стоимости товара и пени за просрочку платежа или же можно еще просить об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, отказа от договора и возврата товара (но право собственности по договору перешло к Покупателю с момента передачи товара и подписания товарной накладной)? Достаточно ли одной претензии от Поставщика для того, чтобы претензионный порядок урегулирования спора был соблюден? Сколько нам нужно ждать ответа от Покупателя, если в договоре ответ на претензию - 15 дней, законом может этот срок быть продлен до 30 дней, и если ответ на претензию не поступит, что делать дальше? Какими документами подтвердить в суде, что претензия была направлена в адрес Покупателя и Покупатель ее получил, обязательно ли претензию направлять Почтой РФ или можно другим способом, например, почтой DHL, экспресс-доставкой, по факсу? Если в договоре написано:"Покупатель уплачивает Поставщику пени в размере 0,1 % от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки", пени нужно считать в календарных днях или же за банковские дни и до какого момента на дату выставления претензии?

Ответ

Обязательность претензионного порядка может следовать как из закона, так и из договора. Несоблюдение данных договорных положений может вылиться в отказ о рассмотрении или удовлетворении исковых требований. Для направления претензии Вы можете взять за основу разработанную нами форму претензии об уплате стоимости поставленной продукции и неустойки за просрочку платежа. Отдельно направлять претензии с каждым требованием необходимости нет, т.к. они вытекают из одного обязательства — обязательства своевременно оплатить полученный товар. Так же включение в претензию требования о процентах не противоречит действующему законодательству.

 

Требованием о расторжении договора и возврата товара противоречит требованию об уплате товара. Такие два взаимоисключающих требования сделают претензию бессмысленной.

Направление претензии однократно является исчерпывающим условием для соблюдения претензионного порядка, если иное не предусмотрено договоров.

Порядок и срок претензии регулируется только договором и в Вашем случае он составляет 15 дней. При не поступлении ответа в течении указанного срока Вы имеет право обратиться в суд с исковым заявлением.

Для отправки доказательства направления претензии необходимо иметь в наличии документы подтверждающие отправку (чек и опись) и отметку на уведомлении о получении (либо о том, что адресат не забрал корреспонденцию). В описи целесообразно указать то, что направляется претензия о погашении задолженности на определенную сумму и по определенному договору. Почта России обеспечивает направление ценных писем с уведомлением с заданными характеристиками и выдает отправителю при отправке копию описи и, спустя определенное время, уведомление о вручении.

Если в договоре не указано иное, то по умолчанию используются срок в соответствии с главой 11 ГК РФ, то есть календарные дни.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Обязательный претензионный порядок

«Обязательный досудебный порядок, когда он не предусмотрен законом, может быть установлен по соглашению сторон. В то же время не любое упоминание в договоре о необходимости проведения переговоров или направления претензии может считаться обязательным досудебным порядком. В практике можно встретить примеры того, как суды отказывались считать те или иные формулировки договора условием об обязательном претензионном порядке.

Судебная практика (см. постановления ФАС Поволжского округа от 5 июля 2011 г. по делу № А12-23484/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2011 г. по делу № А43-17216/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. по делу № А33-1386/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2011 г. по делу № А46-328/2011) исходит из того, что при установлении обязательного претензионного порядка урегулирования спора следует прописать его процедуру, включающую в себя:

  • порядок совершения конкретных действий до обращения в суд;
  • указание на то, в какие сроки, кем и кому должна направляться претензия и с приложением каких документов должна рассматриваться;
  • сроки ответа на претензию.

Таким образом, соответствующее положение договора будет признано обязательным претензионным порядком, если в нем будут указаны следующие условия:

1. Кем и кому должна направляться претензия.

2. Сроки направления претензии.

3. Перечень прилагаемых к претензии документов.

4. Сроки ответа на претензию.

Эта правовая позиция выгодна истцу, поскольку позволяет ему проигнорировать требование о соблюдении досудебногопретензионного порядка со ссылкой на недостаточно четкие условия договора.»

2. Постановление 18 ААС от 30.08.2012 № 18АП-7474/2012

«Действительно, пунктом 6.1 договора подряда N 31/06 от 26 марта 2007 г. предусмотрено, что за нарушение подрядчиком сроков исполнения обязательств, указанных в п. 4.2 договора, он уплачивает заказчику неустойку в размере 0,5 процента цены договора за каждый день просрочки, но не более 10% цены договора. В пункте 4.1 договора подряда б/н от 28 октября 2008 г. установлено, что за каждый день задержки сдачи работ подрядчик уплачивает заказчику пени в размере 0,1% цены договора, но не более 10%. Между тем, каких-либо ограничений на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами условия указанных договоров не содержат.

Таким образом, договорная неустойка, взысканная в рамках дела N А76-13842/2011 и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июля 2011 г. по 02 апреля 2012 г. не могут считаться двойной ответственностью за одно и тоже нарушение, поскольку относятся к различным периодам просрочки исполнения денежного обязательства.»

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.