Наша организация реализует алкогольные напитки в магазинах (розница)

97

Вопрос

Наша организация реализует алкогольные напитки в магазинах (розница). Вопрос: 1. Можем ли мы вывешивать информацию о скидках в магазинах и на дверях магазина? 2. В каком законодательстве закреплена эта информация? 3. Можем ли мы проводить дегустацию алкогольных напитков в местах продажи?

Ответ

Наружное вывешивание информации о скидках на алкогольную продукцию является нарушением Закона о рекламе и основанием для привлечения к административной ответственности, которая установлена статьей 14.3 КоАП РФ. Что касается дегустации, то ограничения установлены в п.4 ст.21 Закона о рекламе — в пределах стационарного объекта торговли и привлечение только совершеннолетних.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  • Постановление ФАС СЗО от 20.08.2009 № А26-1568/2009

«Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, согласившись с доводами заявителя и посчитав недоказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. Суд исходил из того, что спорная реклама не содержит информации, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к алкогольной продукции, так как в ней указано на предоставление 12-процентной скидки не только на алкогольную продукцию, но и на напитки, то есть продукцию, не содержащую этиловый спирт. При этом перечисление конкретных алкогольных напитков в рекламе отсутствует, то есть товар не индивидуализирован. Суд признал, что в рассматриваемом случае целью размещения в газете спорных рекламных блоков являлась реклама магазина с предоставляемой в нем скидкой на напитки и алкогольную продукцию (при определенных событиях), а не реализуемой им алкогольной продукции. посчитал, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.3 КоАП РФ.

Апелляционный суд повторно рассмотрел дело, проверил соблюдение УФАС административной процедуры, переоценил доказательства и признал, что у управления имелись правовые и фактические основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

Заслушав представителя общества, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 — 5 статьи 71 АПК РФ).

В силу пункта 1 статьи 3 Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).

Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).

Как указано в части 3 статьи 21 Закона, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, Закон устанавливает императивные требования к рекламе алкогольной продукции, а в данном случае (исходя из обстоятельств дела и доводов участников спора) решающее значение приобретает вопрос об объекте рекламирования.

Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама данного товара (пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

Апелляционный суд воспринял размещенную обществом рекламу как комплексную, признав объектом рекламирования как магазин, в котором реализуются напитки и алкогольная продукция на льготных условиях, так и определенную группу товаров: алкогольную продукцию, имеющуюся в продаже. При этом судом принято во внимание, что спорная реклама содержит изображение стеклянной тары в виде бутылки без указания вида алкогольной продукции с двумя наполненными бокалами. Такое изображение в опубликованной рекламе, по мнению апелляционной коллегии, ассоциируется именно с алкогольной продукцией, а не с иными напитками.
Суд кассационной инстанции полностью поддерживает соответствующие выводы и считает такую ассоциацию отвечающей восприятию потребителей рекламы."

2. Постановление 17 ААС от 11.09.2008 № 17АП-5946/2008-АК

«Закон о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы. Витрина магазина (оконный блок) с размещенным на ней рекламным плакатом, по мнению суда, отвечает понятию рекламной конструкции, является способом стабильного размещения рекламы.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы со ссылкой на п. 4 ст. 21 Закона о рекламе о том, что реклама алкогольной продукции допускается в организациях, осуществляющих продажу такой продукции, также судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.

Действие рекламы алкогольной продукции, распространяемой в организациях, осуществляющих ее продажу, должно быть направлено на узкий круг потребителей — покупателей этой продукции. Поскольку в настоящем случае реклама размещена в витринах магазина (оконных блоках), доступна для всеобщего обозрения, обращена к неопределенному кругу лиц, она является ненадлежащей, а действия по ее размещению — противоправными.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения, специфики объекта рекламирования, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, судебный запрет распространения рекламы алкогольной продукции в магазине «Алкомаркет „Магнум“ является адекватной мерой, направленной на пресечение нарушений требований закона.»

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.