• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Имеется ли обязательство в каждом операционном зале банка размещать информационный стенд, где бы имелась справочная информация для клиентов (утверждённые Правлением банка тарифы, Копия Лицензии и др

Имеется ли обязательство в каждом операционном зале банка размещать информационный стенд, где бы имелась справочная информация для клиентов (утверждённые Правлением банка тарифы, Копия Лицензии и др

988

Вопрос

Имеется ли обязательство в каждом операционном зале банка размещать информационный стенд, где бы имелась справочная информация для клиентов (утверждённые Правлением банка тарифы, Копия Лицензии и др.) Если да, то согласно какого документа? Банк желает упразднить такие стенды в своих офисах и размещать всю информацию в специальных папках, которые будут находиться в клиентском зале. (Для справки - в обновленных филиалах Сбербанка такие стенды уже не делают, всё находится в папках). Законно ли это?

Ответ

Пункт 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителя указывает то, что копия лицензии на осуществление банковских операций должна быть доведена до сведения потребителя без указания конкретных способов доведения оной. Размещение в доступной и наглядной форме на стендах внутри офиса соответствовало данному положению, но основаны они были на общих рекомендациях. Новые правила размещения этой информации на данный момент не оспаривались.

 

Также судебная практика исходит из того, что тот же вкладчик считается извещенным о тарифах банка, если соответствующие сведения размещены на информационном стенде в помещении банка, но упоминание об этом включено в условия договора. Однако если по условиям договора клиент должен быть уведомлен о новых тарифах банка путем размещения сведений о них на информационном стенде с последующей передачей под расписку, то одно лишь размещение на стенде не свидетельствует о надлежащем доведении информации до клиента. Полагаем, аналогичные правила применимы и к новому способу размещения информации, обязательной до доведения клиентов банка.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Статья: Комментарий к ГК РФ. Часть 2. Под редакцией д.ю.н., профессора А.П. Сергеева

«3. Банк обязан информировать вкладчика об обеспечении возврата вклада. Государственная корпорация „Агентство по страхованию вкладов“ рекомендует информировать вкладчиков следующими способами: размещать в доступных для вкладчиков помещениях банка на отдельных информационных стендах или в специальных папках полный текст Закона о страховании вкладов, цветную копию свидетельства о включении в реестр банков — участников системы страхования вкладов, памятку или буклет о порядке возмещения, изображение зарегистрированного Агентством знака „Вклады застрахованы. Система страхования вкладов“; определить работников банка, ответственных за разъяснение вопросов страхования вкладов; подготовить специальный документ, содержащий ответы на наиболее часто задаваемые вопросы; включать в тексты договоров положения о том, что вклады застрахованы, и т. д.»

2. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 № А79-2125/2011

«Прусаков А.П. заключил с Банком договор банковского вклада от 13.05.2010 в целях перечисления на счет взыскателя денежных средств, причитающихся ему по исполнительному документу, что само по себе не может рассматриваться как недопустимое условие исполнения исполнительного документа.

Списание комиссии произведено Банком в соответствии с условиями договора, Сборником тарифов на услуги, предоставляемые отделениями Сбербанка России ОАО на территории Чувашской Республики, статьей 851 Гражданского кодекса Российской Федерации. Условия, определенные тарифами банка, доводились до сведения клиента посредством размещения на стендах в помещении Банка.

Следовательно, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Банка не образуют состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.»

3. Постановление ФАС ДВО от 31.08.2009 № Ф03-4214/2009

" Статьей 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N395-1 установлено, что кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.
Суды установили наличие у банка права на одностороннее изменение действующих тарифов, введение новых тарифов, а также на безакцептное списание со счета клиента платы в соответствии с тарифами за предоставленные по договору услуги.

Однако согласно пункту 3.1.6 (пункт 3.1.12 другой редакции) договора банковского счета банк обязуется информировать клиента, в том числе о введении новых или изменении действующих тарифов путем размещения информации на стенде объявлений с последующей передачей тарифов под расписку представителю клиента.

Исследовав и дав оценку условиям договора банковского счета от 16.05.2006 с учетом его толкования в соответствии со статьей 431 ГК РФ, суды пришли к выводам о том, что надлежащим извещением клиента о введении новых тарифов является не только размещение информации на стенде объявлений, но и получение ее клиентом под расписку. Одно лишь размещение информации на стенде объявлений не может свидетельствовать о надлежащем извещении клиента о введении новых тарифов."

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.