У директора филиала срок действия доверенности истек, ему выдали новую доверенность

603

Вопрос

У директора филиала срок действия доверенности истек, ему выдали новую доверенность. Каким образом необходимо уведомить об этом контрагентов? Всем ли контрагентам нужно отправлять письмо и скан новой доверенности? Есть ли в системе примерная форма письма-уведомления о получении директором новой доверенности?

Ответ

У организации нет обязанности уведомлять кредиторов о продлении полномочий директора филиала за исключением банков. О документах, которые необходимо предоставить в банк вместе с новой доверенностью руководителя филиала, рассказано в Как узнать у сотрудников банка, полный список документов, необходимых для открытия счета.

 

Руководитель обособленного подразделения действует от имени организации на основании положения и доверенности (пункт 3 статьи 55 ГК РФ, Часть 1).

Доверенность руководителю обособленного подразделения (филиал, представительство) выдается по общим основаниям, указанным в статьях 185 — 187 ГК РФ, Часть 1.

Законом не предусмотрена обязанность организации уведомлять контрагентов об изменении реквизитов доверенности руководителя филиала.

В виде исключения можно указать банки. Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И обязывает должностные лица банков совершать проверку правоспособности клиента (пункт 1.5 Инструкции). В проверку правоспособности входит проверка полномочий представителя организации. После окончания срока действия доверенности, банк может отказаться провести перечисление денежных средств по расчетному счету филиала.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Как узнать у сотрудников банка, полный список документов, необходимых для открытия счета

«При открытии расчетного счета лучше запрашивать у банка список документов в письменном виде — по электронной почте или на бумажном носителе. Зачастую именно с отсутствием такого списка связаны вопросы сотрудников банка, когда при представлении документов они каждый раз требуют что-то дополнительное, далеко не всегда необходимое для открытия счета. Это может затянуть процедуру открытия счета надолго.

Наличие списка, полученного из банка, часто помогает возразить на требования его сотрудников. Часто оказывается, что эти требования ни на чем не основаны, так как в полученном из банка списке не говорится, что запрашиваемый документ на самом деле обязателен для открытия счета*.

Где посмотреть информацию о документах, необходимых для открытия счета

Все вопросы взаимодействия клиента с банком при открытии счета регулирует инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — инструкция № 28-И). В частности, она говорит, что банковский счет открывается на основании договора банковского счета и всех документов, определенных законодательством России. Кроме того, банк открывает банковский счет только в том случае, если он получил все необходимые документы и сведения в целях проведения идентификации клиента в соответствии с законодательством России. Такие правила установлены пунктом 1.2 инструкции № 28-И.

Следовательно, для открытия расчетного счета в соответствии с действующим законодательством нужно:

  • представить необходимый пакет документов;
  • пройти процедуру идентификации;
  • заключить договор банковского счета.

Непосредственно процедуру открытия расчетного счета разрабатывает каждый банк самостоятельно с учетом требований действующего законодательства и устанавливает в своих внутренних банковских правилах.

Какие документы могут понадобиться для открытия счета юридическому лицу

Как минимум для открытия расчетного счета юридическому лицу придется представить в банк:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • лицензии (разрешения);
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, а также полномочия единоличного исполнительного органа.

Обоснование

Такой перечень документов содержит пункт 4.1 инструкции № 28-И. В свою очередь этот перечень основан на статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Эта статья устанавливает, что для открытия банковского счета в кредитную организацию юридические лица (индивидуальные предприниматели) представляют:

  • свидетельства о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • свидетельства о государственной регистрации юридических лиц;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, предусмотренные законом и банковскими правилами, удостоверяющие права лиц, которые распоряжаются денежными средствами на счете (п. 1 ст. 847 ГК РФ).

К документам, подтверждающим полномочия, относятся: решение о назначении единоличного исполнительного органа, а также приказы:

  • о вступлении в должность руководителя;
  • о назначении на должность;
  • о предоставлении прав подписи другим лицам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Для подтверждения полномочий доверенного лица представляется доверенность либо ее копия, заверенная нотариально. Если организация осуществляет с банком электронный документооборот, в банк нужно принести приказы о предоставлении этим лицам права использования аналога собственноручной подписи*.

Нужно ли представлять изменения и дополнения, которые вносились в учредительные документы

Да, нужно.

Если вносились изменения и дополнения в устав или учредительный договор, то в банк представляются эти изменения и дополнения. Либо — если была принята новая редакция учредительных документов — их необходимо представить целиком, в новой редакции. Ведь все изменения и дополнения являются неотъемлемой частью учредительных документов, поскольку также подлежат государственной регистрации. Поэтому банк может расценить непредставление ему изменений и дополнений в учредительные документы как непредставление самих учредительных документов, и вправе отказать в открытии расчетного счета.

Необходимо ли представить дополнительные документы при открытии счета филиалу

Да, необходимо.

Если юридическое лицо открывает банковский счет в месте расположения своего филиала (представительства) для обеспечения его деятельности, то банк попросит дополнительно представить следующие документы (п. 4.3 инструкции № 28-И):

  • положение о филиале (представительстве);
  • доверенность, выданную руководителю филиала (представительства), из которой должно усматриваться право открывать счета и право распоряжаться денежными средствами на счете;
  • документ, подтверждающий постановку на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению его обособленного подразделения*.".

2. Гражданский Кодекс РФ, Часть 1.

"Статья 55. Представительства и филиалы.

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности*.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

<...>

Статья 185. Общие положения о доверенности

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами*.

2. Доверенности от имени малолетних (статья 28) и от имени недееспособных граждан (статья 29) выдают их законные представители.

3. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи.

4. Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений*.

5. В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

6. Правила настоящей статьи соответственно применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно.

Статья 185.1. Удостоверение доверенности

1. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом*.

2. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

3. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.

4. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами*.

Статья 186. Срок доверенности

1. Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна*.

2. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Статья 187. Передоверие

1. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие*.

2. Лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом в разумный срок выдавшее доверенность лицо и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшее полномочия лицо ответственность за действия лица, которому оно передало полномочия, как за свои собственные.

3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.

4. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана.

5. Передоверие не допускается в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 185_1 настоящего Кодекса.

6. Если иное не указано в доверенности или не установлено законом, представитель, передавший полномочия другому лицу в порядке передоверия, не утрачивает соответствующие полномочия*.

7. Передача полномочий лицом, получившим эти полномочия в результате передоверия, другому лицу (последующее передоверие) не допускается, если иное не предусмотрено в первоначальной доверенности или не установлено законом.«.

3. Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»

«1.5. Должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности в случаях и в порядке, установленных настоящей Инструкцией, на основании полученных документов проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности), а также выполняют другие функции, предусмотренные настоящей Инструкцией, банковскими правилами и должностной инструкцией. В указанных целях должностные лица банка взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию.

Должностные лица банка могут быть уполномочены проводить идентификацию клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*.

Должностные лица банка могут быть уполномочены оформлять в порядке, установленном пунктом 7.13 настоящей Инструкции, карточку с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка).».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.