Рабочие в цехах постоянно используют в разговорах нецензурную брань

105

Вопрос

Рабочие в цехах постоянно используют в разговорах нецензурную брань. Привлечь к дисциплинарной ответственности таких работников нельзя. Какие меры можно предпринять?

Ответ

В рамках трудового законодательства (в рамках организации) наказать сотрудника за нецензурные выражения можно только в случае, если в локальных нормативных актах организации (Правила трудового распорядка, Кодекс корпоративной этики и проч.) данные действия определены как нарушение трудовой дисциплины и за нарушение норм установлены те или иные меры ответственности.

 

Нецензурные выражения сотрудника в адрес других сотрудников можно расценить как административное правонарушение — оскорбление, и, соответственно, собрав доказательства нарушения (свидетельские показания, аудиозапись и проч.), направить заявление в правоохранительные органы.

Кроме того, пострадавшие от нецензурной брани сотрудники могут взыскать моральный вред в гражданско-правовом судопроизводстве, путем подачи соответствующего иска в районный суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» и в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Как оформить Правила трудового распорядка

Правила трудового распорядка регламентируют порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, меры поощрения и взыскания,* сроки выплаты зарплаты и т. д. (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). Правила трудового распорядка оформите как приложение к коллективному договору (ч. 2 ст. 190 ТК РФ). Если коллективный договор в организации отсутствует, то Правила трудового распорядка оформите как самостоятельный документ.

<...>

Нина Ковязина, заместитель директора

департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Статья: Корпоративная этика: как объяснить сотрудникам о нормах поведения в коллективе?

В нашей компании, где 90 процентов — мужчины и лишь 10 процентов — женщины, невозможно объяснить сотрудникам правила и нормы поведения в коллективе (не жевать жвачку, не выливать заварку в раковину, не душиться сильно, избавиться от запаха пота и т. п.). Чего мы только не делали: и рассылали всем требования к внешнему виду, и размещали объявления в столовой, и разговаривали с непосредственными начальниками... Ничего не помогает. Что делать в подобной ситуации?

Елена Гончарова,

менеджер по персоналу (г. Екатеринбург)

Есть два варианта решения данных проблем — шоковая терапия или демократическое делегирование ответственности. Можно ввести жесткие внутрикорпоративные нормы поведения и стандарты одежды для всех без исключения, дополнив это решение поощрительными выплатами за соблюдение всех этих норм. Кроме того, руководителю отдела, где будут «нарушители», не выплачивать премию (бонус). Альтернативой корпоративного кодекса «сверху» будет проведение нескольких тренингов со всеми сотрудниками, где будут открыто обсуждены вышеперечисленные проблемы. В результате работы в группе будут выработаны нормы поведения в компании, а также меры наказаний для каждого, кто им не последует.*

М. Икович

эксперт журнала «Кадровое дело»

Журнал «Кадровое дело» № 5, май 2011

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях

<...>

«Статья 5.61. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей*».

4. Гражданский кодекс РФ

<...>

«Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.*

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

31.01.2014 г.

С уважением, Виктория Рыбалкина,

руководитель Горячей линии ЮСС «Системы Юрист»

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.