Поставщик (юр. лицо) поставил Покупателю (юр.лицо) товар, который по качеству не отвечает требованиям, оговоренными сторонами в устной форме (стороны договаривались, что товар будет не китайского производства)

144

Вопрос

Поставщик (юр. лицо) поставил Покупателю (юр.лицо) товар, который по качеству не отвечает требованиям, оговоренными сторонами в устной форме (стороны договаривались, что товар будет не китайского производства). Денежные средства за товар оплачены полностью. Договора между сторонами нет. Может ли Покупатель вернуть товар или обменять его?

Ответ

В соответствии со ст. 475 ГК РФ, в случае передачи товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. Когда покупатель отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан принять этот товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить поставщика.

 

Так же необходимо иметь ввиду то, что соответствии с п.3 ст. 455 условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В случае признания данного договора незаключенным, Вы можете потребовать возврата оплаты на основании ст.1102 ГК РФ ввиду обязанности поставщика возвратить неосновательное обогащение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

1. Рекомендация. Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

<…>

«В каком порядке предъявить претензию

Как уже было указано выше, при обнаружении недостатков (вне зависимости от того, являются они явными или скрытыми) покупатель обязан уведомить поставщика. Если последний не воспользуется своим правом на замену товара (п. 1 ст. 518 ГК РФ), то необходимо предъявить ему требование, которое покупатель посчитает для себя приемлемым.

Закон не ограничивает срок на предъявление такого требования во внесудебном порядке. Но при этом нужно помнить о том, что срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) и не может быть изменен соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). Если покупатель направит претензию близко к концу такого срока, есть риск, что поставщик будет затягивать ответ, чтобы дождаться, когда истечет срок исковой давности. И тогда суд может отказать покупателю в удовлетворении иска.

Кроме того, некоторые суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 477 Гражданского кодекса РФ, указывают, что договор поставки может содержать особое условие о сроке предъявления требований, связанных с недостатками товара (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. по делу № А56-8292/2005). Причем этот срок нужно отличать от указанных выше сроков обнаружения недостатков, установленных в статье 477 Гражданского кодекса РФ.

Иными словами, надо различать:

  • сроки обнаружения недостатков (они установлены в ст. 477 ГК РФ);

  • сроки предъявления требований во внесудебном порядке (они не установлены в ГК РФ, но могут быть установлены в договоре);

  • сроки предъявления требований в судебном порядке (общий срок исковой давности – ст. 196 ГК РФ).

Соблюдать претензионный порядок необязательно, если соглашение о нем не было достигнуто сторонами. За защитой своих интересов покупатель может сразу обратиться с иском в арбитражный суд. Однако направление претензии может не только привести к урегулированию спора в досудебном порядке, но и помочь подготовить правовую позицию покупателя для суда.

В претензии нужно обязательно указать обнаруженные недостатки и требования покупателя. Также необходимо приложить документы, которые подтверждают изложенные в претензии доводы. В частности, если в местонахождении покупателя проводилась экспертиза, то необходимо приложить и заключение экспертов.»

<…>

2. Форма. Уведомление о недостатках поставленных товаров

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.