• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Может ли орган местного самоуправления выделить бюджетные средства для оплаты услуг БТИ (изготовление технической документации) в отношении здания, не находящегося в собственности города, с целью принятия указанного здания в муниципальную собственность?

Может ли орган местного самоуправления выделить бюджетные средства для оплаты услуг БТИ (изготовление технической документации) в отношении здания, не находящегося в собственности города, с целью принятия указанного здания в муниципальную собственность?

217

Вопрос

Может ли орган местного самоуправления выделить бюджетные средства для оплаты услуг БТИ (изготовление технической документации) в отношении здания, не находящегося в собственности города, с целью принятия указанного здания в муниципальную собственность?

Ответ

: Орган местного самоуправления вправе выделить бюджетные средства для оплаты услуг БТИ с целью изготовления технической документации содержащей описание объекта недвижимого имущества (в том числе план объекта недвижимого имущества).

 

Согласно п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 утверждено «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная регистрационная служба.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в Положении, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй - помещен в дело правоустанавливающих документов.

Заявление органа местного самоуправления и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации в книге учета входящих документов в порядке, установленном нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации для регистрации документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика исходит из того, что в случае если собственник имущества отказался от прав на него, орган местного самоуправления обязан принять меры по постановке данного имущества на учет как бесхозяйное с последующей регистрации права собственности. Так в Постановлении ФАС УО от 15.10.2012 №№ А50-22909/2011, Ф09-9227/2012, судом сделан вывод, что независимо от того, принималось или нет бесхозное имущество в муниципальную собственность, собственником данного имущество является именно муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует). Аналогичный вывод приведен в Постановлении 03ААС от 13.12.2012 г. А69-1089/2012 и Определении Верховного суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1.

Так в Определении Верховного суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1, суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений, поскольку п.3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Данным определением суд также обязал муниципальное образование зарегистрировать право собственности на бесхозяйные вещи.

Таким образом, бремя содержания бесхозяйных недвижимых вещей возникает у муниципального образования до приобретения права собственности на них. Следовательно, муниципальное образование несет обязанность по несению расходов на содержание бесхозяйных имущества с момента обнаружения факта их заброшенности (см. Постановление 8ААС от 22.08.2013 №№ 08АП-5109/2013, А70-1576/2013 Дело А70-1576/2013).

В связи с тем, что обязательным условием постановки недвижимого имущества на учет является предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (БТИ), орган местного самоуправления вправе выделить бюджетные средства, для оплаты услуг по изготовлению данных документов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»:

Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

 

«5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2004 года N 627, - см. предыдущую редакцию)…»

06.01.2014 г.

С уважением,

Кобзарев Александр, эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.