Есть ли разница между договором пожертвования и договором спонсорства

1557

Вопрос

Есть ли разница между договором пожертвования и договором спонсорства или это идентичные договоры?».

Ответ

: Между договором дарения и спонсорским договором предусмотрены отличия.

Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие «пожертвование», давая следующее определение: «Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» (ст. 582 ГК РФ).

Фактически пожертвование является разновидностью договора дарения, однако, в отличие от простого дарения, осуществляется оно в строго определенных целях — общеполезных.

Таким образом, главным критерием, позволяющим отличить пожертвование от какой-либо иной деятельности по передаче вещи или права, является его безвозмездный, то есть бескорыстный характер.

Однако, применительно к понятию благотворительность, в данном случае под бескорыстностью следует понимать не только безвозмездную передачу имущества или имущественных прав.

Однако, чтобы действия лица, желающего сделать общеполезный дар другому лицу, были квалифицированы в дальнейшем как благотворительные, такому лицу необходимо соблюсти ряд законодательно установленных ограничений, а именно:

Пожертвования должны осуществляться в строго определенных формах, в частности, в виде:

бескорыстной (безвозмездной) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

Пожертвования могут осуществляться в отношении строго определенного круга лиц (ст. 582 ГК РФ):

граждан;

лечебных, воспитательных учреждений;

учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

благотворительных, научных и образовательных учреждений;

фондов, музеев и других учреждений культуры;

общественных и религиозных организаций;

иных некоммерческих организаций в соответствии с законом;

государства и его субъектов.

Передача имущества благотворителем (жертвователем) должна быть обусловлена использованием этого имущества получателем по строго определенному назначению.

При отсутствии данного условия пожертвование считается обычным дарением (п. 4 ст. 582 ГК РФ).

В случаях же, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица- жертвователя по решению суда (п. 4 ст. 582 ГК РФ). В противном случае жертвователь (а также его наследники и правопреемники) вправе потребовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Таким образом, спонсорство — это деятельность спонсора, предоставившего средства для проведения определенного мероприятия. Однако данный закон не разъясняет, каким может быть спонсорство — возмездным или безвозмездным. Тем не менее следует отметить, что фактически спонсорство является возмездной деятельностью, поскольку любая реклама требует определенных затрат в целях получения от этого результатов в виде прироста доходов рекламодателя.

Следует отметить, спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п.п. 10 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). Гражданский кодекс РФ не содержит такой разновидности сделки как спонсорский договор, однако гражданские права и обязанности могут возникать «из договоров и иных сделок хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему» (ст. 8 ГК РФ).

Тем не менее, спонсорский договор может быть как возмездным так и безвозмездным. При безвозмездном характере спонсорского договора, договор приобретает схожие признаки с договором пожертвования, однако стоит отметить иную цель спонсорского договора — рекламирование спонсора, хотя данное условие не всегда может быть предметом договора.

Таким образом, именно направленностью своих целей, возмездным характером спонсорство отличается от пожертвования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре...»

25.12.2013 г.

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.