• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Недвижимость
  • » При строительстве поисковой оценочной скважины на лицензионном участке на этапе поисково-разведочных работ для удобства подъезда, была построена временная подъездная дорога, проходящая по землям сельхозназначения и населенных пунктов

При строительстве поисковой оценочной скважины на лицензионном участке на этапе поисково-разведочных работ для удобства подъезда, была построена временная подъездная дорога, проходящая по землям сельхозназначения и населенных пунктов

486

Вопрос

При строительстве поисковой оценочной скважины на лицензионном участке на этапе поисково-разведочных работ для удобства подъезда, была построена временная подъездная дорога, проходящая по землям сельхозназначения и населенных пунктов. На строительство подготовлена проектная документация, но не было получено разрешения на строительство и на ввод. Было проведено межевание и кадастровые работы, вынесено постановление о представлении земельного участка в аренду. Договор аренды оформлен не был, по геологическим причинам скважина была ликвидирована. На сегодняшний день временная подъездная дорога документально не оформлена. Вопрос: Что такое временная подъездная дорога и правильно ли определено Обществом данное понятие. Необходимо ли ликвидировать данный объект и как это сделать если дорога не оформлена. Куда отнести затраты по ее строительству и затраты на ликвидацию, если ее необходимо ликвидировать. Что сделать с земельным участком, если мы его не оформляем

Ответ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

"Статья 252. Расходы. Группировка расходов

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты* (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода* (абзац дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

<...>

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов

1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:*

расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов,* подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;«

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;*

2) защитные дорожные сооружения — сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) производственные объекты — сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт дополнен с 6 мая 2011 года Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

6) дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

8) пользователи автомобильными дорогами — физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги — комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога — автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;*

14_1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, — автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе* (далее также — платный участок автомобильной дороги) (пункт дополнительно включен с 20 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ);

15) полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

<...>

Статья 16. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог

1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.*

2. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается* (абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

3) органом местного самоуправления поселения в отношении автомобильных дорог поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах поселения (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

4) органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5) органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)«.

3. Статья: Если разрешение на строительство не получено

<...>

«Работы ведутся без разрешения

Однако затраты, связанные с устройством фундамента, земляными работами, монтажом металлоконструкций и др., не являются подготовительными работами. Это уже расходы, связанные с выполнением строительных работ, осуществленные без разрешения на строительство. То есть ситуация выходит за рамки правовых норм, поскольку выполнять строительные работы без разрешения организация не имела права. Нормативного решения вопроса с учетом таких затрат быть не может. Ведь нормативные документы опираются на правовые нормы, которые в данном случае были нарушены. Но по факту затраты были произведены, и не отразить их в учете организация не имеет права. Принимать решение о том, учитывать эти расходы на счете 08 или 97, организация должна самостоятельно. Но в обоих случаях в связи с осуществлением данных затрат следует раскрыть информацию в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности о наличии правовых рисков.* После получения разрешения на строительство документально подтвержденные затраты должны быть учтены в составе капитальных вложений».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1

«Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений* или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.*

3. Абзац утратил силу с 1 сентября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (абзац дополнен с 1 сентября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)».

5. Земельный кодекс Российской Федерации

"Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий* (пункт дополнительно включен с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ).

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт дополнительно включен с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ)«.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Как усматривается из вопроса, организация фактически построила дорогу (временный подъездной путь) для подъезда к разрабатываемой скважине, на участке земли, не оформленном ни на праве собственности, ни на праве аренды. Кроме того, данный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения и не относится к так называемому «лицензионному» участку по разработке недр.

Нормы действующего законодательства не содержат определение понятия «временные подъездные пути». Это понятие используется в статье 261 НК РФ в контексте отнесения на затраты расходов по освоению природных ресурсов.

В свою очередь, нормы действующего законодательства дают определение понятию «автомобильная дорога» (статья 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ), а также устанавливают такое требование, как наличие разрешения на строительство дороги. Из этого требования вытекает необходимость оформления прав на земельный участок, на котором будет располагаться дорога. Как видно из вопроса, права на землю у Вашей организации документально не подтверждены.

В данном случае налоговая инспекция при проверке будет исходить из нормы статьи 252 НК РФ, гласящей, что:

— расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты;

— под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты;

— под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в Вашем случае высок риск того, что расходы на строительство дороги (временного подъездного пути) не будут признаны налоговой инспекцией.

Арбитражная практика и разъяснения налогового ведомства по данному вопросу отсутствуют.

В связи с этим, в Вашем случае наиболее правильно и целесообразно вообще не включать в расходы данные затраты. Но если Вы уже включили их в расходы и налоговая проверка установила этот факт, то велика вероятность доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафов.

В отношении земельного участка, на котором построена дорога (временный подъездной путь) в данном случае применима норма статья 222 ГК РФ. Фактически дорога является самовольной постройкой, которая должна быть снесена за счет лица, неправомерно построившего ее. Расходы на ликвидацию самовольной постройки также являются экономически необоснованными, поэтому отсутствует возможность учета их в целях налогообложения прибыли.

Кроме того, учитывая, что дорога построена на землях сельскохозяйственного назначения, высока вероятность того, что собственник земли обяжет Вас рекультивировать земли, поскольку им нанесен урон.

11.10.2012 г.

С уважением,

ведущий эксперт «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

Ответ утвержден:

ведущий эксперт «Системы Юрист» Владислав Кузнецов

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.