1. Наше Общество было проверено Управлением ПФР

137

Вопрос

1. Наше Общество было проверено Управлением ПФР. Была проведена выездная проверка за период с 2010 по 31.12.2012 года.Период проведения проверки указан в акте как с 24.04.2013 по 25.04.2013., Акт проверки от 30.05.2013 года. На акт нами были поданы возражения, которые никак не были учтены или прокомментированы в Решении ПФР. Решение по проверке вынесено 27.06.2013 года, в наш адрес направлено 16.07.2013 года (согласно штампа на конверте). 2. Решением установлено, что выявлена недоимка по страховым взносам и пени по недоимке. По мнению ПФР на суммы однодневных командировочных выплат-суточных ( в нашем случае по 500 рублей) необходимо начислять налог как на доход работников. В нашем обществе размер суточных установлен приказом и действует на командировки далее 300 км от офиса (г.Иваново). По итогам командировки работникик предоставляют только командировочное удостоверение, не отчитываясь о расходах дополнительными документами. Подскажите пожалуйста, основываясь на вышесказанном какие есть основания для оспаривания Решения ПФР в нашем случае? Существуют ли сроки вынесения решений проверяющими, при нарушении которых Решение возможно признать незаконным? Существуют ли сроки для предъявления требований по уплате и взысканию недоимки? Какая существует судебная практика по данным вопросам-налогообложение суточных расходов? ПФР при проверке доначислила не НДФЛ, а только недоимку по страховым взносам в ПФР. НДФЛ- начисляет налоговая инспекция.

Ответ

Уплачивать страховые взносы на суточные при однодневной командировке не нужно в случае, если такие выплаты оформлены как компенсация затрат сотрудника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, и подтверждены первичными документами. Однако в Вашем случае (на сколько это следует из вопроса), выплаты оформлены как суточные и нет подтверждающих документов, следовательно, ПФР правы. Оснований для оспаривания решения ПФР в таком случае нет.

 

Случаи, когда Пенсионный фонд РФ считает возможным не применять санкции в виде штрафа, хотя формальные признаки нарушения присутствуют (Письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379) в котором перечислялись такие ситуации:

1. Страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях и сообщил об этом в отделение Фонда.

2. Пенсионный фонд РФ обнаружил ошибку и вернул формы представленных документов обратно страхователю, который в течение двух недель представил исправленные документы.

Размер штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений персонифицированного учета может быть уменьшен, если контролирующие органы или суд установят наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ч. 2 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Так, судьи квалифицируют в качестве смягчающих следующие обстоятельства (Постановления ФАС ВВО от 29.09.2011 № А11-205/2011, ФАС ЗСО от 25.07.2013 № А27-19064/2012, от 06.05.2013 № А75-8336/2012, от 25.07.2012 № А75-8594/2011, ФАС ДО от 30.06.2011 № Ф03-2879/2011, ФАС МО от 27.05.2011 № КА-А40/4550-11, от 31.10.2012 № А41-16210/12, от 30.10.2012 № А40-34956/12-91-179, от 23.10.2012 № А41-16207/12, от 18.10.2012 № А40-44225/12-20-236, ФАС ПО от 23.10.2012 № А12-1515/2012, от 17.01.2012 № А55-7506/2011, ФАС СЗО от 16.10.2012 № А56-65945/2011, от 31.08.2012 № А56-69032/2011, ФАС УО от 22.10.2012 № Ф09-10080/12, от 25.08.2011 № Ф09-4659/11):

— совершение правонарушения впервые;

— отсутствие задолженности по уплате взносов на момент совершения правонарушения;

— отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов;

— фактическое представление сведений, хотя и позже установленного срока;

— незначительный пропуск срока;

— наличие технических проблем, препятствующих своевременному направлению документов персонифицированного учета;

— признание вины;

— отсутствие негативных последствий для Фонда;

— страхователь — бюджетное учреждение;

— несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения.

Также обратим внимание, что в силу ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ взыскание санкций должно производиться органами ПФР в только судебном порядке.

Право на обжалование решения ПФР является лишь правом страхователя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах БСС «Система Главбух».

1. Рекомендация: Нужно ли начислять страховые взносы на сумму суточных, если сотрудника направили в командировку по России на один день

«Нет, не нужно. Но только если выплаты оформлены как компенсация затрат сотрудника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, и подтверждены первичными документами.

Объясняется это так.

По общему правилу законодательно установленные компенсационные выплаты, связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей (в т. ч. суточные), не подлежат обложению взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Это следует из положений:

  • подпункта «и» пункта 2 части 1, части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ — в отношении взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • абзаца 10 подпункта 2 пункта 1, пункта 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ — в отношении взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Обязанность организации оплачивать командированным сотрудникам дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), предусмотрена статьей 168 Трудового кодекса РФ. Однако при командировках в местность, откуда сотрудник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Это предусмотрено пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749. Аналогичное правило содержит пункт 15 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62.

Таким образом, формально получается, что при однодневной командировке суточные сотруднику не положены.

А раз так, они не считаются компенсационными выплатами, установленными законодательством (в частности, суточными), а являются доходом сотрудника. Соответственно, на сумму такого дохода необходимо начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Аналогичные выводы следуют из письма ФСС России от 2 июля 2013 г. № 15-03-14/05-6357.

Такой подход подтверждается и арбитражной практикой (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 апреля 2005 г. № КАС05-151, постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2012 г. № А12-15578/2011).

В то же время статьей 168 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении сотрудника в командировку организация обязана возмещать ему не только суточные, но и расходы на проезд, на наем жилого помещения, а также иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя*.

Таким образом, выплаты взамен суточных при однодневной командировке можно рассматривать как компенсацию иных расходовкомандированного сотрудника. А именно как возмещение его затрат, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы (жительства). Такие суммы можно считать законодательно установленными компенсационными выплатами. И не начислять на них страховые взносы, если одновременно выполняются следующие условия:

  • выплаты оформлены не как суточные, а как иные расходы командированного;
  • расходы сотрудника подтверждены первичными документами (чеками, квитанциями и т. п.);
  • размер и порядок их выплаты установлены локальными документами организации (трудовым или коллективным договором, приказом руководителя)*.

Аналогичные выводы следуют из письма Минтруда России от 6 ноября 2013 г. № 17-4/10/2-6751.

Подтверждает такой подход и арбитражная практика (cм. определение ВАС РФ от 14 июня 2013 г. № ВАС-7017/13, постановление ФАС Поволжского округа от 22 января 2013 г. № А65-27465/2011). Кроме того, в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. № 4357/12 аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении вопроса об удержании НДФЛ с сумм, выплаченных взамен суточных при однодневных командировках. Однако эти выводы применяются и в отношении страховыхвзносов, поскольку подходы к компенсационным выплатам для целей расчета НДФЛ и страховых взносов идентичны (п. 3 ст. 217 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ)".

2. Рекомендация: Как взыскивается недоимка по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

"Основание для взыскания

Порядок уплаты страховых взносов установлен статьей 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не уплатила (не полностью уплатила) страховые взносы в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), с нее взыскивается недоимка. Это следует из положений части 5 статьи 15 и части 2 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Недоимка может быть выявлена в результате камеральной или выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Правила проведения проверок установлены статьями 34 и 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На основании этих правил фонды разрабатывают внутренние документы, регламентирующие деятельность проверяющих. Например, порядок организации выездных проверок территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ регулируется Методическими рекомендациями, которые утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Требование об уплате

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки отделение фонда обязано направить организации требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Даты выявления недоимки фиксируются в специальных справках. Об этом сказано в части 2статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Формы требований и справок утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.

Требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требований об уплате недоимки по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 22, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) составляется по результатам проверки, его должны направить в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения по акту проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н. Они вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения представителю организации (ч. 12 ст. 39, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Некоторые особенности имеет погашение недоимки по взносам на обязательное социальное страхование, которая возникла из-за завышения суммы расходов, принимаемых к вычету при расчете ежемесячного платежа в ФСС России. Обнаружив такое нарушение, территориальное отделение фонда вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и в течение трех дней направит организации требование об их возмещении с указанием суммы и срока погашения недоимки (ч. 4 и 5 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). На основании этого требования организация обязана перечислить указанную сумму в бюджет ФСС России, скорректировать данные бухгалтерского, а при необходимости и налогового учета, внести изменения в отчетность (п. 5 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 5–10 ПБУ 22/2010 и абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате обязательных страховых взносов, если оно неправильно оформлено

Нет, не обязана.

Порядок оформления требований об уплате страховых взносов предусмотрен в части 4 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ*. В требовании, в частности, должны быть указаны:

  • сумма задолженности по страховым взносам;
  • сумма пеней и штрафов, начисленная к моменту выставления требования;
  • срок уплаты страховых взносов, по которым возникла недоимка;
  • меры, которые будут приняты внебюджетным фондом, если организация не погасит недоимку;
  • основания, по которым взимаются страховые взносы, со ссылками на конкретные нормы Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если полученное организацией требование об уплате страховых взносов не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организация не должна. Это следует из положений пункта 9 части 1 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Например, постановлением от 20 февраля 2012 г. № А46-5496/2011 ФАС Западно-Сибирского округа признал недействительным требование об уплате пеней по страховым взносам, поскольку в нем не было указано, на какую сумму задолженности и за какой период территориальное отделение Пенсионного фонда РФ начислило организации пени.

Срок исполнения требования

Требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) организация обязана исполнить в течение 10 календарных дней после того, как оно было получено. При этом отделение фонда вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Об этом сказано в части 5 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о взыскании

Если в установленный срок недоимка не погашена, отделение фонда вынесет решение о принудительном взыскании страховых взносов (ч. 1 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н. Подготовить решение сотрудники фонда должны в течение двух месяцев со дня окончания срока исполнения требования о добровольном погашении недоимки. Если двухмесячный срок пропущен, отделение фонда может взыскать недоимку только через суд. Срок, отпущенный законодательством для подачи искового заявления, составляет шесть месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Однако суд может продлить этот срок, если он пропущен по уважительной причине*. Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести рабочих дней после его принятия. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решений по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России*.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 19, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Принудительно взыскать недоимку отделение фонда может за счет:

— денежных средств;

— имущества;

— дебиторской задолженности".

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ

"Статья 53. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать решения* и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее — акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Статья 54. Порядок обжалования

1. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

2. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд*.

3. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

4. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

Статья 55. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу

1. Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме* или в форме электронного документа в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа. При подаче жалобы в форме электронного документа могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. При приложении к жалобе подтверждающих документов данные документы также могут быть оформлены в форме электронных документов*. При подаче жалобы в форме электронного документа обеспечивается представление заявителю электронного документа, подтверждающего прием жалобы к рассмотрению (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в течение трех месяцев со дня*, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящим должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления или заявления в форме электронного документа (часть дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ — см.предыдущую редакцию).

Статья 56. Рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом)

1. Жалоба рассматривается вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом).

2. По итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

3. Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней.

4. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.