Обществом была произведена полная замена нефтегазопроводов без изменения класса, категории и характеристик линейного объекта

190

Вопрос

Обществом была произведена полная замена нефтегазопроводов без изменения класса, категории и характеристик линейного объекта. Данные затраты Обществом были отнесены к капитальному ремонту. Выездная налоговая проверка за период 2009-20011гг. относит данные затраты к новому строительству или реконструкции объекта. Также Обществом была произведена теплоизоляция трубопроводной сети и отстойников нефти для сохранения нагретой транспортируемой среды, при этом не изменилась технологическая конструкция, трасса трубопровода, сечение трубопроводов и отстойников, протяженность, не повысились нагрузки, не поменялось назначение конструкции, что не повлияло на производственные мощности. Данные затраты Обществом отнесены на капитальный ремонт. Налоговая относит их к реконструкции, модернизации капитального строительства. На сколько правомерно их мнение, как правильно отстоять свою позицию в суде

Ответ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

«Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества

2. Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.*

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным».

2. Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если налогоплательщиком осуществляется достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение основных средству, расходы, связанные с выполнением таких работ, увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях налогообложения прибыли организаций к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В случае, если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на ремонт согласно статье 260 Кодекса, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (статья 252 Кодекса).

Таким образом, при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования, или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ в соответствии с главой 25 Кодекса не является критерием для такого разграничения*».

3. Письмо Минфина России от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10

«Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что при подготовке Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 года N 91н, в разделе 5 „Содержание и восстановление основных средств“ были исключены определения видов ремонта, в т.ч. капитального; поскольку эти вопросы не регулируются законодательством о бухгалтерском учете. Основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов*».

4. Письмо Минфина России от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87

"Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета расходов на проведение текущего ремонта основных средств в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл.25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.253 Кодекса к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Пунктом 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 N 279, определено, что к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Согласно п.1 ст.260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат*".

5. Письмо Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/830

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с заменой изношенных трубопроводов, и сообщает следующее.

Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259_3 НК РФ.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях налогообложения прибыли к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Понятие «ремонт» в действующем налоговом законодательстве отсутствует. В статье 260 НК РФ не определено, какие работы следует относить к ремонту основных средств.

Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В пункте 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Положениями пункта 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя от 5 марта 2004 г. № 15/1, определено, что к капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения.

В подразделе XVI раздела «Б» приложения N 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 N 279, предусмотрено, что к капитальному ремонту трубопроводов относится:

  • частичная или полная замена антикоррозионной изоляции трубопровода;

2) смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается замена чугунных труб на стальные, керамических на бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев). Протяженность участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м. на 1 км сети.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в случае если производится замена всего трубопровода, то указанные работы следует рассматривать как реконструкцию трубопровода.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Минфина России имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме«.

6. Определение ВАС РФ от 3 марта 2011 г. № ВАС-173/11

«Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд апелляционной инстанции исходил из установленных им обстоятельств и счел доказанным материалами дела факт осуществления обществом реконструкции упомянутого объекта недвижимости. Суд апелляционной инстанции исходил из таких фактов, как осуществление обществом перепланировки помещений (разборка перегородок и устройство перегородок по новой планировке), перенос систем водопровода и канализации и другие работы. Таким образом, сделал вывод апелляционный суд, выполненные строительно-монтажные работы привели к изменениям технико-экономических показателей здания общежития, изменилось количество комнат и их площади, а также назначение объекта.* Исходя из этих, а также иных установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласился с выводами инспекции, изложенными в оспариваемой части решения от 28.08.2009 № 2-16-47/22».

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Поскольку в бухучете и при налогообложении операции по восстановлению основного средства отражаются по-разному, важно правильно их классифицировать. Сделать это можно исходя из цели проведения восстановительных работ.

Реконструкция приводит к улучшению качества продукции (работ, услуг), изменению ее номенклатуры, а также к увеличению производственных мощностей (абз. 3 ч. 3 статьи 257 НК РФ). В отличие от реконструкции, основной целью ремонтных работ является устранение неисправностей, при наличии которых невозможно эксплуатировать основное средство. При этом стоимость проведения работ для разграничения указанных понятий значения не имеет (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29).

В зависимости от периодичности и сложности ремонт бывает текущим и капитальным. Как правило, под текущим ремонтом понимается техническое обслуживание основных средств для поддержания их в рабочем состоянии. Капитальный ремонт предполагает замену основных элементов (деталей, конструкций и т. п.). Организация самостоятельно определяет, какие ремонтные работы относятся к текущим, а какие к капитальным (письмо Минфина России от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10).

Чтобы определить, к ремонту или реконструкции (модернизации) относятся восстановительные работы по зданиям, сооружениям и прочему недвижимому имуществу, можно руководствоваться следующими документами:

  • Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279;
  • Ведомственные строительные нормативы (ВСН) № 58-88 (Р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312;
  • письмо Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80.

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87.

Одним из основных условий отнесения восстановительных работ к ремонтным является неисправность основного средства. Однако если характеристики основного средства улучшились, то восстановительные работы могут быть признаны реконструкцией. В этом случае при разграничении реконструкции и ремонта необходимо определить, не привело ли улучшение характеристик основного средства:

  • к изменению назначения и загруженности основного средства. В этом случае восстановительные работы при налоговой проверке могут быть признаны модернизацией (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ);
  • к повышению технико-экономических показателей основного средства. В этом случае восстановительные работы признаются реконструкцией (абз. 3 ч. 3 статьи 257, абз. 12 письма Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80);
  • к увеличению количества изготавливаемой продукции, улучшению качества и изменению номенклатуры продукции. В этих случаях восстановительные работы при налоговой проверке могут быть признаны реконструкцией (абз. 3 ч. 3 статьи 257 НК РФ).

Цель ремонтных работ — поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии. Если назначение, загруженность и технико-экономические показатели основного средства, а также качество и номенклатура продукции (работ, услуг) не изменились, то такие работы признаются ремонтными. В противном случае затраты на восстановительные работы не будут соответствовать критериям расходов на ремонт.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289, от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/830.

Разделяют данную позицию и суды. Так, если работы привели к изменениям технико-экономических показателей объекта и его назначения, то их нельзя считать ремонтными (см., например, определение ВАС РФ от 3 марта 2011 г. № ВАС-173/11). В то же время замена неисправных частей объекта основных средств на более мощные (совершенные), по мнению судей, не является модернизацией. Если в результате такой замены технологическое или производственное назначение объекта не изменилось, то, несмотря на улучшение его эксплуатационных характеристик, затраты на замену неисправных узлов (агрегатов) следует квалифицировать как расходы на ремонт основного средства (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 февраля 2010 г. № А14-14803/2008/500/24, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 августа 2007 № А56-20587/2006, постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2006 г. № КА-А40/7489-06).

Необходимость проведения ремонтных работ должна быть подтверждена документально (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Таким документом может быть акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектная ведомость).

Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, не установлено, используйте самостоятельно разработанный бланк, например акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства. Главное, чтобы собственный бланк содержал все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В акте необходимо указать неисправности основного средства и предложения по их устранению.

Если организация выполняет ремонтные работы не собственными силами, с исполнителями должен быть заключен договор подряда.

По окончании ремонтных работ составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств по форме ОС-3.

Таким образом, при доказывании в суде, чтозамена нефтегазопроводов и теплоизоляция трубопроводной сети и отстойников нефти являлись капитальным ремонтом, а не реконструкцией, Вы можете воспользоваться приведенными выше нормами законодательства, разъяснениями Минфина России, а также материалами судебной практики.

Также следует учитывать, что, по мнению Минфина России, в случае, когда производится замена всего трубопровода, указанные работы следует рассматривать как реконструкцию трубопровода (письмо Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/830).

09.10.2012 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

Ответ утвержден:

ведущий эксперт «Системы Юрист» Владислав Кузнецов

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.