Импортер (автомобилей) приобретает автомобили у завода-изготовителя, ввозит на территорию РФ для продажи автомобилей через Дилерскую сеть

315

Вопрос

Импортер (автомобилей) приобретает автомобили у завода-изготовителя, ввозит на территорию РФ для продажи автомобилей через Дилерскую сеть. Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ 2. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если: 1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; Импортерам запрещено устанавливать Дилерам розничные цены для перепродажи. Можно ли писать в прайс-листе для дилеров максимальная цена перепродажи (как в законе), подразумевая под этим розничную цену. Не будет ли в этом случае госорганами рассматриваться максимальная цена перепродажи, как установление розничной цены? Каким образом импортер может устанавливать розничные цены для дилеров?».

Ответ

ФАС России рекомендовало дистрибьюторам и автопроизводителям автомобильной продукции в Российской Федерации не осуществлять действия, приводящие к установлению цены перепродажи автомобильной продукции для официального дилера, за исключением случая установления максимальной цены перепродажи.

 

Данные разъяснения содержаться в рекомендациях ФАС РОССИИ от 07.09.2012 «Рекомендации ФАС России дистрибьюторам и автопроизводителям автомобильной продукции в Российской Федерации».

Дилерский договор с точки зрения антимонопольного законодательства является «вертикальным» соглашением (п. 19 ст. 4 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — закон № 135-ФЗ).

Дилер, являясь собственником перепродаваемого товара, по общему правилу имеет право устанавливать конечные цены на него исходя из собственных соображений (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Однако поставщик может настоять на включении в договор условий, ограничивающих цену перепродажи. Это может быть связано с ценовой политикой поставщика в отношении товара или сложившейся на рынке ситуации.

Условие о максимальной цене может быть включено в дилерский договор. Это допускается пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Однако не каждый дилер соглашается на такое ограничение. А вот условие о минимальной или фиксированной цене недопустимо, за исключением перечисленных выше случаев. Таким образом, закон допускает установление для дилера максимальной цены перепродажи автомобиля.

Запрет связан с тем, что «вертикальные» соглашения, которые приводят (или могут привести) к установлению цены перепродажи товара, запрещаются. Общими исключениями в отношении соглашений между покупателями и продавцами (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583) установлено, что не могут быть признаны допустимыми «условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара» (подп. «а» п. 2).

Нарушением также будет считаться включение в договор условия, которое прямо не указывает на характер установленной цены, но при этом ставит дилера в такое положение, что он не может продавать товар по цене ниже указанной.

В то же время если стороны просто указали в договоре, что «дилер обязуется реализовать товар по согласованным с поставщиком ценам», но фактически такого согласования не было, то нарушения не будет. Так, по одному из дел комиссия ФАС России указала: «не выявлены доказательства, подтверждающие возможные факты согласования цены перепродажи Продукции между [производителем], [дистрибьютором] и [дилером], в связи с чем, факты нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях указанных лиц Комиссией не установлены» (решение ФАС России от 31 мая 2012 г. № 1 11/132-11).

На практике установление цен перепродажи признается нарушением антимонопольного законодательства (постановления 9ААС от 20.07.11 № А40-111284/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.11 № А19-16455/10).

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьей:

Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для дилера;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»:

 

Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для поставщика

«Случаи, когда в дилерском договоре допускаются условия о цене и территории перепродажи товара и запрете реализации товаров конкурентов

Чтобы оценить возможность включения в дилерский договор того или иного условия, необходимо учесть запреты и ограничения, которые установлены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Это связано с тем, что дилерские договоры подпадают под понятие «вертикальных» соглашений.

В дилерском договоре можно установить все перечисленные условия (о цене и территории перепродажи, запрете реализации товаров конкурентов) в любом из следующих случаев.

1. Соглашение заключается с собственной дилерской сетью, то есть с дилерами, которые входят в одну группу с поставщиком (производителем). При этом должен иметь место контроль одной стороны договора в отношении другой стороны либо обе стороны должны находиться под контролем одного лица. Контроль в данном случае означает возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другой стороной. Это возможно через:

  • распоряжение более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица,
  • и (или) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 11 и пунктом 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что если дилер и поставщик удовлетворяют всем перечисленным условиям, то они не ограничены в определении условий дилерских договоров.

2. Доля дилера и поставщика на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции). При этом на практике суды учитывают долю на рынке того товара, в отношении которого заключено соглашение (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А19-23635/10). Определение долей производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденнымприказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Причем если поставщик (как и дилер) не согласен с результатами исследования рынка, то имеет право представить доказательства допустимости заключенного соглашения (ч. 6 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

Даже если в момент заключения дилерского договора доля дилера и поставщика на товарном рынке не превышает 20 процентов, это не исключает риски. Так, в период работы по дилерскому договору доля одной из сторон может превысить допустимое значение, и соглашение перестанет быть допустимым. Для таких случаев в договор стоит включить специальное условие. Оно должно поставить действие спорных положений дилерского договора (о цене и территории перепродажи и запрете продажи товаров конкурентов) в зависимость от того, превышает ли доля дилера и поставщика на рынке 20 процентов. Если процент будет превышен, то действие определенных пунктов договора будет временно приостановлено до согласования новых условий.

Кроме того, довольно часто встречаются договоры, которые фактически дилерскими не являются, а относятся к посредническим. Так, если договор по сути является агентским (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), то условия о цене и территории перепродажи или запрете реализации товаров конкурентов в него можно включить. Это связано с тем, что агентский договор не относится к «вертикальным» соглашениям (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции). См. также Сходство и различие с посредническими договорами...«

02.12.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Валентина Яковлева

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.