в договоре поставки есть такой пункт

183

Вопрос

в договоре поставки есть такой пункт. Претензии по качеству могут быть заявлены в течение всего срока годности товара, в случае если недостатки возникли до исполнения Поставщиком обязанности по передачи Товара. существуют лик какие-нибудь риски для Покупателя с таким условием в договоре. мне не совсем понятно как будет доказываться дата возникновения недостатков.».

Ответ

: Установленный пункт договора возлагает на покупателя бремя доказывания, что выявленные недостатки товара возникли до момента передачи товара Поставщиком Покупателю.

 

В данном случае будет действовать правило, установленное в статье 477 Гражданского кодекса РФ: чтобы можно было предъявить поставщику претензии, нужно выявить недостатки в пределах гарантийного срока или срока годности, а если они не были установлены, то в разумный срок, но в пределах двух лет.

Покупатель сможет предъявить претензии по скрытым недостаткам, если те будут выявлены и зафиксированы в следующие сроки:

  • в течение срока годности товара (п. 4 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если на товар не установлены срок годности и гарантийный срок, или гарантийный срок составляет менее двух лет (п. 2 и 5 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии).

Однако указанные сроки действуют, если иное не установлено законом или договором поставки (п. 1 ст. 477 ГК РФ). Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков.

Чтобы зафиксировать явные недостатки, нужно:

  • сделать отметки о недостатках в накладных на товар (если недостатки обнаружены непосредственно при передаче товара);
  • составить акт о выявленных недостатках.

В акте необходимо указать следующее:

  • когда и как был вызван поставщик;
  • наименование грузоотправителя;
  • наименование производителя;
  • дату и номер договора;
  • дату и номер счета-фактуры;
  • дату и номер накладной;
  • способ доставки;
  • подробное описание недостатков товара.

Перечисленные документы (накладные с отметками о недостатках, а также акт) должны быть подписаны как покупателем, так и представителем поставщика. Для этого обо всех обнаруженных в ходе приемки недостатках нужно незамедлительно уведомить поставщика (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом способ уведомления зависит от порядка передачи товара.

1. При выборке достаточно просто указать на недостатки и сразу зафиксировать их в соответствующем акте.

2. При доставке (если она происходила без участия представителя поставщика) уведомление необходимо сделать письменно. Причем в уведомлении нужно указать на необходимость присутствия представителя поставщика при составлении акта обнаружения недостатков. Также нужно указать дату, время и место составления такого акта.

Чтобы зафиксировать выявленные в ходе эксплуатации скрытые недостатки, необходимо составить акт об их обнаружении. При его составлении (так же, как и при фиксировании явных недостатков) должен присутствовать представитель поставщика. Для этого в разумный срок после обнаружения дефектов поставщику необходимо направить извещение об обнаруженных недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ) и указать в нем дату, время и место составления такого акта. В договоре может быть даже закреплена обязанность поставщика направлять покупателю своего представителя для осмотра товара. По результатам такого осмотра поставщик может признать претензии в адрес товара.

Кроме того, договором или иным соглашением сторон может быть предусмотрена необходимость выслать вместе с извещением также:

  • подтверждение того, что установку (монтаж), если таковые имели место, производили специализированные организации. Требование о том, что такие организации должны обладать необходимыми разрешительными документами, должно содержаться в паспорте, передаваемом вместе с товаром;
  • фотографии дефектов продукции.

Даже если в договоре не установлена обязанность высылать фотографии дефектов поставщику, это все же иногда полезно сделать. В ряде случаев фотографии помогают урегулировать претензию без проведения экспертизы.

Также в договоре может быть установлена обязанность покупателя направить товар для экспертизы поставщику. Иногда последний может потребовать передать ему товар, даже если проведение экспертизы не предусмотрено договором. Это может быть связано как с тем, что поставщик в свою очередь будет передавать товар на проверку изготовителю, так и с тем, что в местонахождении покупателя нет экспертных организаций.

В качестве доказательств наличия как явных, так и скрытых недостатков суд может принять также:

  • переписку сторон договора, в которой поставщик признает наличие у товара недостатков (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2012 г. по делу № А75-2529/2011);
  • заключение экспертизы. О времени и месте ее проведения нужно предварительно письменно сообщить поставщику, чтобы у того была возможность принять участие в такой экспертизе. Если этого не сделать, то суд не примет ее результаты в качестве надлежащего и достоверного доказательства (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 мая 2011 г. № Ф09-2150/11-С3 по делу № А76-14834/10-35-405).

Если на товар не установлена гарантия качества или недостатки выявлены после истечения ее срока, то покупатель обязан доказывать, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Это правило установленопунктом 1 статьи 476 и пунктом 5 статьи 477 Гражданского кодекса РФ. Для получения необходимых доказательств покупатели обычно обращаются к экспертам

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Какие требования могут быть предъявлены продавцу, уполномоченной организации, изготовителю и импортеру, если потребитель обнаружит в товаре недостатки;

Сроки обнаружения недостатков переданного товара;

Что необходимо проконтролировать покупателю при доставке товара и при выборке товара;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

 

Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

22.11.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль