Каков порядок принятия выморочного имущества

192

Вопрос

Каков порядок принятия выморочного имущества? Какие документы, акты, бланки сопутствуют нашему вопросу? Прикрепите их тоже

Ответ

В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

 

Однако до настоящего времени такой закон еще не принят.

Пока такого закона нет — необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным в Положении о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов, утвержденном Постановлением СМ СССР от 29 июня 1984 г. № 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов» согласно которой:

1) документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п. 5);

2) имущество, переходящее по наследству к государству, передается налоговым органам, которые принимают меры к его охране и оценке. Они же контролируют своевременность передачи им наследственного имущества (п. 8);

3) нотариальный орган направляет налоговому органу (получившему свидетельство о праве государства на наследство) опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми, другими лицами, принимавшими участие в описи. В такой описи необходимо отразить произведенные за счет наследственного имущества расходы. Работник налогового органа принимает это имущество на учет, о чем в описи делается отметка (п. 10);

4) в случае утраты части наследственного имущества налоговый орган принимает меры к внесению в бюджет соответствующей суммы (п. 12);

5) оценка наследственного имущества производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой это имущество передается для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом (п. 13). При этом определены цены, из которых нужно исходить, оценивая наследственное имущество (п. 14), а также предусмотрена возможность приглашения экспертов и специалистов-оценщиков (п. п. 13, 14). О произведенных описи и оценке составляется акт описи и оценки наследственного имущества (п. 15);

6) реализация наследственного имущества осуществляется налоговыми органами. При этом строения (в том числе жилые дома) безвозмездно передаются в ведение органов местного самоуправления. Определен и порядок реализации книг, животных, основных средств, иного имущества, переходящего по наследству государству (п. п. 16 — 20);

7) запрещается передача взятого на учет наследственного имущества во временное пользование другим лицам, а также приобретение этого имущества налоговыми органами или их работниками (п. п. 32, 33);

8) необходимо зачислить в соответствующий бюджет суммы, вырученные от реализации наследственного имущества (п. 34);

9) возврат наследственного имущества производится в случае признания судебными органами свидетельства о праве государства на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству (п. п. 37 — 39). Возврат имущества осуществляется в натуре, а при невозможности этого из бюджета возмещается сумма стоимости имущества (п. 40).

В отсутствие такого закона отдельными субъектами Российской Федерации приняты региональные нормативные акты, регламентирующие указанный вопрос.

К сожалению, актов, бланков, сопутствуют данному вопросув материалах ЮСС «Система Юрист» нет. Некоторые из них содержатся в Инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. № 185.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Комментарий: Наследование выморочного имущества

«. Согласно п. 1 коммент. ст. имущество считается выморочным, если оно не было унаследовано наследниками по завещанию и (или) по закону по каким-либо причинам, в частности из-за недействительности завещания в отношении всего имущества или его части (ст. 1130, 1131 ГК), физического отсутствия всех возможных наследников (ст. 1116 ГК), утраты ими права наследовать (ст. 1117 ГК), лишения их наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), отказа наследников от права наследования (ст. 1158 ГК) или от его осуществления (ст. 1152 ГК).

Стоит учитывать, что сложившейся доктриной гражданского права и действующим законодательством термину «выморочность» придано несвойственное ему значение. Исторически под выморочным имуществом понимался вид бесхозяйного имущества, которое переходило государству по праву оккупации в силу принципа суверенитета (конечным титульным владельцем имущества становится тот, на чьей территории оно находится). В отличие от наследования, при котором приобретение прав на имущество считается производным способом и, как следствие, может быть сопряжено с погашением долгов, обременяющих такое имущество, выморочность означала получение имущества в рамках первоначального способа приобретения права собственности, что исключало наличие какихлибо обременений в отношении имущества (подробнее см.: Гордон М. В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С. 35-36). Подробнее о соотношении понятий «вымочное имущество» и «бесхозяйное имущество» см. коммент. к ст. 116 ГК.

2. По общему правилу выморочное имущество переходит к государству (Российской Федерации) как наследнику по закону, не входящему в специальную наследственную очередь, в порядке универсального наследственного правопреемства.

Содержащееся в п. 2 ст. 1151 ГК указание о переходе имущества в собственность Российской Федерации (в состав казны — ст. 214 ГК) призвано подчеркнуть природу получения имущества государством (в порядке наследования), а также то, что иные виды публичных образований (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) не являются наследниками по закону. Исключение сделано только в отношении расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений, которые с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6042) переходят в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого данное жилое помещение расположено (либо соответственно городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), и включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Однако формулировка п. 2 ст. 1151 является неточной, поскольку в наследственную массу входят имущественные права и долги, которые в принципе не могут принадлежать на праве собственности.

3. При наследовании выморочного имущества действует ряд общих правил наследственного законодательства, в частности о составе наследственной массы (ст. 1112 ГК), о возмещении необходимых расходов (ст. 1174 ГК) и несении ответственности по долгам наследодателя в пределах наследственной массы (ст. 1175 ГК), о необходимости выдачи свидетельства о праве на наследство на имя Российской Федерации (п. 1 ст. 1153 ГК), о порядке выдачи свидетельства о наследстве на выморочное имущество и т. п.

Однако наследование выморочного имущества имеет и много особенностей, которые обусловлены не только целями введения данного института (защита прав и интересов кредиторов и предотвращение появления бесхозяйного имущества), но и спецификой правового положения государства как публичного образования, являющегося в соответствии с Конституцией гарантом права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции) и выступающего в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти. Однако проблема заключается в том, что многие вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества, до сих пор не нашли разрешения в законодательстве.

Например, для приобретения наследства не требуется специального акта его принятия (п. 1 ст. 1152), а отказ от него запрещен (п. 1 ст. 1157 ГК). В связи с этим в литературе высказано мнение, что в случае с выморочным имуществом речь идет не о наследовании, а о получении такого имущества, поскольку государство не имеет права не принять наследство или отказаться от него (см.: Телюкина М. В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 9. Коммент. к ст. 1151).

К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. Следует заметить, что была предпринята попытка признания коммент. ст. неконституционной ввиду отсутствия подробного регулирования, однако КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что устранение законодательных пробелов отнесено к компетенции законодателя — п. 2.2 определения КС от 21 апреля 2005 г. № 194-О // Документ опубликован не был).

Проблема отсутствия четкого регулирования наиболее актуальна, когда выморочным является только часть имущества, а другая принята соответствующими наследниками по завещанию или закону. При возникновении права общей собственности наследников (ст. 1164 ГК) в случае неоформления Российской Федерацией наследственных прав возникают объективные препятствия к осуществлению правомочий другими сособственниками. В литературе высказано мнение, что в подобных ситуациях принявшие наследство лица вправе оспаривать бездействие Российской Федерации в лице ее органов в соответствии с положениями гл. 25 ГПК (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко. С. 144 (автор коммент. — М. Л. Шелютто)).

Согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721) (далее — Положение о Росимуществе), Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (см. также: п. 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28 февраля 2007 г. № 02/07 // Нотариальный вестник. 2007. № 8).

Вместе с тем на практике учет такого выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами, хотя действующим Положением о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961), подобные полномочия не закреплены. В настоящее время действия налоговых органов основаны на разъяснениях, приведенных в письмах Федеральной налоговой службы «О выморочном имуществе» от 19 февраля 2007 г. № 02-3-04/3 (документ опубликован не был) и от 4 декабря 2008 г. № ШС-6-3/892 (документ опубликован не был), в которых со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151, указывается, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подп. «к» п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683, и Инструкцией «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утв. постановлением Минфина СССР 19 декабря 1984 г. № 185 (документ опубликован не был), согласно п. 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Кроме того, указано, что обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведения каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена. Поэтому последние осуществляют полномочия в отношении выморочного имущества после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества, а по результатам получения свидетельства о праве государства на наследство передают соответствующее имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Учитывая, однако, правовую природу подобных писем Федеральной налоговой службы, очевидно, что подобных разъяснений недостаточно для устранения законодательных пробелов.

4. Можно обозначить и иные проблемы наследования выморочного имущества. Так, пропуск срока на принятие наследства по общему правилу ведет к утрате соответствующих прав, если в суде пропущенный срок не восстановлен или если всеми наследниками, принявшими наследство, не дано согласие в письменной форме на принятие наследства по истечении срока (пп. 1, 2 ст. 1155 ГК). В литературе высказано мнение, что поскольку государство признается гарантом права наследования, постольку оно не просто вправе, а обязано дать свое согласие на принятие наследства по истечении срока соответствующим наследником даже независимо от его просьбы (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. А. Л. Маковского, Е. А. Суханова. С. 200-201 (автор коммент. — А. А. Рубанов)). Считается также, что по причине конституционной гарантии наследования государство не вправе оспаривать опровержимую презумпцию о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК) (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей (постатейный) / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова (автор коммент. — А. А. Рубанов)).

Безусловно, приведенные позиции вполне разумны. Однако очевидно, что в условиях недостаточного законодательного регулирования и с учетом цели института выморочного имущества (предотвращение бесхозяйности имущества и защита прав и интересов кредиторов) обозначенные выше ситуации должны разрешаться с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Предполагается, что эти и другие подобные вопросы, связанные с выморочным имуществом, будут решены в специальном законе, принятие которого предусматривает п. 3 коммент. ст.«.

20.11.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист», адвокат Елена Глебова (АПМО, Адвокатский каб., № 376)

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.