Существуют три организации А,В,С с одним учредителем, где учредитель одно и тоже лицо

179

Вопрос

Существуют три организации А,В,С с одним учредителем, где учредитель одно и тоже лицо. Предприятие А - строит, Предприятие В- оказывает предприятию А -транспортные услуги, предприятие С - оказывает услуги по управлению предприятий А и В. Все на общем режиме налогообложения. Какие существуют ограничения по взаимозависимости предприятий, на что необходимо обращать внимание, чтобы не привлекать внимание налоговиков?

Ответ

Сделки между указанными лицами могут быть считаться контролируемыми, и соответственно, проверяться налоговыми органами. Также недопустимо в рассматриваемой ситуации получение необоснованной налоговой выгоды.

 

Контролируемые сделки — это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным (ст. 105.14 НК РФ).

К контролируемым относятся следующие сделки:

1) между взаимозависимыми лицами. Право контроля возникает при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между такими лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (3 млрд руб. в 2012 г. и 2 млрд руб. в 2013 г.);

б) одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах. Предметом же сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

в) хотя бы одна из сторон сделки применяет спецрежим (ЕСХН, ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности)). Причем в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее указанные специальные режимы;

г) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% (участники «Сколково»). При этом другая сторона (стороны) сделки не должна быть освобождена от этих обязанностей и ставку 0% по указанным обстоятельствам не применяют;

д) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации). При этом другая сторона (стороны) сделки резидентом такой экономической зоны быть не должна. Будет актуально с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Сделки, которые перечислены в пп. 2, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14, будут подлежать контролю, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.;

2) совокупность сделок, участники (посредники) которых являются подозрительными: занимаются в этой совокупности сделок только продажей (перепродажей) товаров (выполнением работ, оказанием услуг) взаимозависимым лицам, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для выполнения указанных выше операций;

3) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Контролировать будут лишь реализацию нефти и товаров, из нее выработанных, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и драгоценных камней;

4) сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом резидентства в оффшорных зонах.

Перечень сделок не является закрытым. Контролируемой сделку может признать суд по требованию налогового органа. Это возможно, если судьи сочтут, что спорная сделка на самом деле — это часть группы однородных сделок, которые совершены в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленной ст. 105.14 НК РФ.

Налоговый Кодекс ввел специальный вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ контроль соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Специальный вид проверок проводит ФНС России по месту своего нахождения (п. 1 ст. 105.17 и п. 2 ст. 105.3 НК РФ ).

Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются:

— уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

— извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

— выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

По требованию ФНС России налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК РФ). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ. Среди них — данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок, информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.

Дополнительную документацию о контролируемых сделках ФНС России может затребовать у налогоплательщиков не ранее 1 июня года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов (п.4 ст. 105.3 НК РФ):

— налога на прибыль;

— НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);

— НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);

— НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

ФНС России разместила на своем официальном сайте разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами, в Письме от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615. Согласно данному документу контроль соответствия цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, не отвечающих признакам контролируемых, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. Это следует из того, что прямого запрета законодательно не предусмотрено.

Необоснованная налоговая выгода. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 указано, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Также п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 установлено, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

— невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

При этом согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 обстоятельства, перечисленные в данном пункте (п. 6), в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности указанными в п. 5 данного Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

В то же время согласно Постановлению ФАС ЗСО от 22.07.2009 № Ф04-4270/2009 если налоговым органом, кроме объяснений руководителей контрагентов общества (при отсутствии иных доказательств, например почерковедческой экспертизы), не представлено безусловных и достоверных доказательств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, согласованности действий общества и его контрагентов, то решение налогового органа является необоснованным и незаконным.

Также в Определении КС РФ от 16.10.2003 № 329-О, в котором указано, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со Статьями:

Трансфертное ценообразование: особенности налоговой проверки сделок между взаимозависимыми лицами

Условия сделок между взаимозависимыми лицами, значимые в налоговых целях

Методы контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами: общая характеристика

Взаимозависимые лица: живем по новым правилам

Трансфертное ценообразование. В каких сделках цены окажутся под контролем ФНС России

Создана специальная налоговая инспекция по контролю над ценами

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615@

«Статьей 105_3 Кодекса установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105_3 Кодекса. При этом, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.

Нормы пункта 1 статьи 105_3 Кодекса предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» при определении цен в сделках для целей налогообложения. При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом «вытянутой руки».

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее — ЦА ФНС России).

По нашему мнению, исходя из совокупности норм Кодекса сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105_14 Кодекса, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.

В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105_17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, представление уведомления и подготовка документации в соответствии со статьей 105_15 Кодекса, не предусмотрены. При этом, по нашему мнению, контроль соответствия цен в таких сделках может осуществляться в следующем порядке.

В случае, если в ходе контрольной работы территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105_3 Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14_3 Кодекса.

В отношении сделок, в которых налогоплательщиками искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, считаем необходимым устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105_1 Кодекса, или признавать сделку контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105_14 Кодекса.

В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14_3 Кодекса*".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.