• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В адрес поставщика была направлена претензия об устранении недостатков товаров (3-х автомобилей-бензовозов, в нижней части емкостей происходит течь из-за некачественных сварочных работ)

В адрес поставщика была направлена претензия об устранении недостатков товаров (3-х автомобилей-бензовозов, в нижней части емкостей происходит течь из-за некачественных сварочных работ)

295

Вопрос

В адрес поставщика была направлена претензия об устранении недостатков товаров (3-х автомобилей-бензовозов, в нижней части емкостей происходит течь из-за некачественных сварочных работ). Претензия была направлена после окончания одногодичного гарантийного срока, но за 8 мес. до окончания 2-х летнего срока, предусмотренного законом (п. 5 ст. 477 ГК РФ). В претензии не предлагалось приехать и совместно с покупателем составить акт о недостатках, но содержалось требование в течение 2-х месяцев устранить недостатки. Поставщик на претензию не ответил. Через 8 мес. наше предприятие обратилось в суд с иском об обязании поставщика заменить автомобили. Основанием для подачи иска послужило неполучение ответа на претензию. Еще через 6 мес. (уже в ходе судебного производства), ответчик извещает нас телеграммой и направляет своих представителей для осмотра автомобилей. Мы отказываем потому что: а) доставить автомобили к месту поставки очень дорого (работают в другом районе региона, а ответчик требует их представить именно в месте поставки), б) ответчиком на протяжении 14 мес. игнорировалась наша претензия и ответа на нее нет до сих пор, в) в настоящее время идет судебное разбирательство, г) от заключения мирового соглашения, в том числе, и на условиях предложенным самим же ответчиком, ответчик отказывается, д) в телеграмме ответчика не указана цель осмотра. Теперь ответчик в суде говорит о том, что мы лишили его права ознакомиться с недостатками, т.к. на территорию предприятия не пустили, автомобили не показали (как позже выяснилось, ответчик приезжал с экспертом - представителем Торгово-промышленной палаты, но от нас это скрывал на протяжении всех переговоров и переписки; но мы предполагали, что ответчик может пойти на такой шаг и потом составить сомнительное экспертное заключение на основании этого осмотра). В суде мы уже заявили ходатайство о проведении судебно-технической экспертизы, внесли деньги на депозит, данное ходатайство будет рассматриваться в следующем судебном заседании. И оно уже было на момент приезда ответчика для осмотра, но из-за того, что дело было передано из одного арбитражного суда в другой, рассмотрение ходатайства затянулось вплоть до настоящего времени. Играет ли какую-то роль в данном судебном процессе наш отказ ответчику в осмотре автомобилей? Не будет ли это являться основанием для отказа в иске? Правомерен ли был наш отказ в осмотре, учитывая положения ст. 483 ГК РФ и наличия судебного разбирательства? С другой стороны, ответчику ведь никто не препятствует участвовать в осмотре автомобилей во время их осмотра экспертами в рамках назначенной судом судебно-технической экспертизы

Ответ

Согласно п. 1. ст. 483 ГК РФ, покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и(или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

 

В данном случае покупатель известил продавца о недостатках товара в претензии, установил срок устранения недостатков, но не сообщил о дате составления акта об обнаружении недостатков. Таким образом, покупатель выполнил требования п. 1. ст. 483 ГК РФ.

Акт об обнаружении недостатков является доказательством по делу. Если акт не составлялся, либо составлен без вызова представителя продавца, он не будет являться допустимым доказательством по делу и доказывать момент возникновения недостатков и их причины необходимо другими доказательствами. Если будет назначена судебно-техническая экспертиза, на основании ее результатов будет вынесено решение суда. В таком случае отсутствие акта не будет являться основанием для отказа в иске.

Отказ в осмотре товара представителем продавца можно объяснить пропуском продавцом разумных сроков для проведения такого осмотра.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Рекомендация: Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

"Выявлены скрытые недостатки

Покупатель сможет предъявить претензии по скрытым недостаткам, если те будут выявлены и зафиксированы в следующие сроки:

  • в течение срока годности товара (п. 4 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если на товар не установлены срок годности и гарантийный срок, или гарантийный срок составляет менее двух лет (п. 2 и 5 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии).

Однако указанные сроки действуют, если иное не установлено законом или договором поставки (п. 1 ст. 477 ГК РФ). Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков.

Стороны в договоре поставки указали, что окончательная проверка товара по качеству осуществляется покупателем в течение семи дней с даты поставки. Может ли покупатель предъявить претензию за пределами указанного срока (mod = 131, id = 2534)

Чтобы зафиксировать выявленные в ходе эксплуатации скрытые недостатки, необходимо составить акт об их обнаружении. При его составлении (так же, как и при фиксировании явных недостатков) должен присутствовать представитель поставщика. Для этого в разумный срок после обнаружения дефектов поставщику необходимо направить извещение об обнаруженных недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ) и указать в нем дату, время и место составления такого акта. В договоре может быть даже закреплена обязанность поставщика направлять покупателю своего представителя для осмотра товара. По результатам такого осмотра поставщик может признать претензии в адрес товара*.

Кроме того, договором или иным соглашением сторон может быть предусмотрена необходимость выслать вместе с извещением также:

  • подтверждение того, что установку (монтаж), если таковые имели место, производили специализированные организации. Требование о том, что такие организации должны обладать необходимыми разрешительными документами, должно содержаться в паспорте, передаваемом вместе с товаром;
  • фотографии дефектов продукции.

Также в договоре может быть установлена обязанность покупателя направить товар для экспертизы поставщику. Иногда последний может потребовать передать ему товар, даже если проведение экспертизы не предусмотрено договором. Это может быть связано как с тем, что поставщик в свою очередь будет передавать товар на проверку изготовителю, так и с тем, что в местонахождении покупателя нет экспертных организаций.

В качестве доказательств наличия как явных, так и скрытых недостатков суд может принять также:

  • переписку сторон договора, в которой поставщик признает наличие у товара недостатков (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2012 г. по делу № А75-2529/2011);
  • заключение экспертизы. О времени и месте ее проведения нужно предварительно письменно сообщить поставщику, чтобы у того была возможность принять участие в такой экспертизе. Если этого не сделать, то суд не примет ее результаты в качестве надлежащего и достоверного доказательства (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 мая 2011 г. № Ф09-2150/11-С3 по делу № А76-14834/10-35-405).

Если на товар не установлена гарантия качества или недостатки выявлены после истечения ее срока, то покупатель обязан доказывать, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 и пунктом 5 статьи 477 Гражданского кодекса РФ. Для получения необходимых доказательств покупатели обычно обращаются к экспертам".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.