Об информации, информационных технологиях и о защите информации

660

Вопрос

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении нарушений законодательства, о противодействии экстремистской деятельности. По результатам проведенной прокуратурой г. Клинцы проверки установ¬лено, что ООО осуществляющая свою деятельность по предоставлению услуг телематических служб и передачи данных (доступа к сети «Интернет»), допускаются нарушения законодательства о противодействии экс-тремисткой деятельности. В соответствии с п.1 и 5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ) - «На территории Российской Федерации использование информаци-онно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федераль¬ного закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии со¬блюдения установленных федеральными законами требований к распростране¬нию информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, кото¬рые установлены федеральными законами». В соответствии со ст. 13 Федерального закона №114 ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее ФЗ), - «На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материа¬лов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонару¬шением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представленияпрокурора или при производстве по соответствующему делу об административ¬ном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экс-тремистскими судом принимается решение об их конфискации. Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании ин-формационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган государственной регистрации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликова¬нию в средствах массовой информации. Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном за-конодательством Российской Федерации порядке. В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 ок¬тября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет и публикует список экстремистских материалов. В настоящее время этот список содержит около 90 ссылок на веб-сайты в сети Интернет, на которых размещались экстремистские материалы. Однако, в нарушении действующего законодательства ООО оказывая услуги телематических служб и передачи данных (доступа к сети «Интернет»), не исполняет требования ФЗ «О противодействию экстреми-сткой деятельности» о запрещении распространения экстремистских материалов в на территории РФ, а также их производство или хранение в целях распростра¬нения, так в частности должностными лицами ООО не осуществляется меры по мониторингу и запрещению к просмотру сайтов содер¬жащих экстремистские материалы, которые таковыми признаны на основании решений судов РФ и опубликованы на официальном сайте Министерства юсти¬ции РФ. Кроме того, в ходе проведенного прокуратурой г. Клинцы мониторинга информационных ресурсов сети Интернет, установлено, что на территории Брянской области провайдером в лице ООО осуществляет¬ся свободный доступ к следующим Интернет сайтам, внесенным в вышеуказан¬ный спдсцк экстремистских материалов: ^wwv^lackblocg Мещанского районного суда г. Москва от 17.09.2012^^" Информационный материал «Сценарий резни русских от старого узбека. Послесловие», размещенный на сайте: http://oper-v- zakone.liveioumal.com/81601.html/cutidi (решение Центрального районного суда города Красноярска от 29.06.2012 и определение Центрального районного суда города Красноярска от 28.09.2012; номер в списке 1584). Помимо этого, на следующих Интернет-ресурсах предоставлена возмож¬ность ознакомления с книгой Ерчака В.М. «Слово и Дело Ивана Грозного» изда¬ние третье, исправленное и дополненное - М.: Фонд развития и поддержки след-ственных органов; журн. «Национальная безопасность и геополитика России», 2009. - 680 с. Данное издание согласно определению Судебной коллегии по гра¬жданским делам Калужского областного суда от 06.06.2012 внесено в Федераль¬ный список экстремистских материалов под номером 1381. (L htto://na^ hakSlovo i delo Ivana Groznogo.pdf.html J uUh^^ ia delo.pdf Указанный выше перечень сайтов сети Интернет, на которых размещена книга Ерчака В.М., не является исчерпывающим, что требует проведения даль¬нейшего мониторинга Интернет-ресурсов. Одной из причин, по которой должностными лицами ООО допущены указанные нарушения закона, послужило ненадлежащее ис¬полнение должностными лицами предприятия возложенных на них законом обя¬занностей. На основании изложенного, руководствуясь ст.22, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ТРЕБУЮ: 1) . Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, в течение меся¬ца принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нару¬шений закона, их причин и условий им способствующих, а также недопущения подобных нарушений закона впредь. 2) . Привлечь лиц допустивших нарушение закона к дисциплинарной ответ-ственности в установленном законом порядке. 3) . О дне рассмотрения представления сообщить в прокуратуру г. Клинцы. 4) . О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру г. Клинцы в письменной форме в установленный срок. Прокурор г. Клинцы старший советник юстиции А.С. Козлов. Как нам отписаться если никто из провайдеров включая нас не может заблокировать один из ресурсов.».

Ответ

: В силу пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 названного Закона на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее — Правила).

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, данными Правилами, лицензией и договором.

Из содержания Правил следует, что к телематическим услугам связи относятся: обеспечение предоставления пользователю доступа к сети связи оператора и к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений. Пунктом 2 Правил определено, что телематическое электронное сообщение — это одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом; абонентская линия -линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных; информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; информационная система это — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети — это обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети; предоставлением доступа к сети передачи данных является совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Таким образом, оператор связи, оказывающий телематические услуги связи, обеспечивает предоставление доступа к сети передачи данных и к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

Вместе с тем, оператор связи должен предоставлять пользователям отвечающие требованиям закона услуги, включая передачу информации в сети Интернет.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. При этом, согласно пункту 5 статьи 15 данного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу пункта 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из смысла нормы пункта 9 статьи 2 Закона об информации под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Исходя из положений приведенных правовых норм оператор связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. Более того, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, в частности к интернет-сайтам, на которых содержится такого рода информация операторы связи и провайдеры фактически выступают ее распространителями в отношении других лиц. Поэтому, имея техническую возможность, они должны в силу закона принимать меры по ограничению доступа к интернет-сайтам, содержащим запрещенную к распространению информацию.

Частью 3 статьи 64 Закона о связи предусмотрен такой способ предотвращения распространения информации, как приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Между тем, в Постановлении ФАС ДВО от 27.05.2013 №№ А59-4741/2012, Ф03-1855/2013 Дело А59-4741/2012 сделан вывод, что в тексте предписания гос.органа должен указываться способ ограничения доступа к перечисленным в нем информационным ресурсам, а также не приведен федеральный закон, который предусматривал бы конкретный порядок и условия ограничения доступа к информационным услугам. В частности отмечено, что: «По смыслу норм административного законодательства, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и включать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами...». На основании вышеизложенного, ФАС ДВО признал выданное обществу предписание незаконным.

Тем не менее следует отметить, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ.

Неисполнение представления прокурора может явиться основанием для предъявления искового заявления к оператору связи об обязании прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-ресурсам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов сайта (см. Постановление Президиума Ростовского областного суда от 06.12.2012 г.).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Провайдера обязали ограничить доступ к экстремистским сайтам. Почему такие иски незаконны;

18.11.2013 г.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.