Предприятие находится на ОСНО. Предприятие занимается обслуживанием газопроводов.

198

Вопрос

Предприятие находится на ОСНО, Предприятие занимается обслуживанием газопроводов. и на своем балансе имеет широкую сеть газопроводов. Ежедневно обходчики имея на руках маршрутную карту должен обследовать свой участок газопровода. В маршрутной карте на протяжении года числился участок газопровода длинной в 19 метров и другой длинной в 42 метра. Расходы на содержание газопровода производились. Газопровод расположен на территории садового товарищества. После сверки с бухгалтерией маршрутной карты и данных бух учета - этот газопровод на балансе не оказался у предприятия. Собственник данного газопровода не известен. Газопровод высокого и среднего давления. как правильно оприходовать на баланс данный газопровод? если собственник не известен, а предприятие включало расходы по содержанию в состав затрат по налогу на прибыль. Как правильно пройти всю процедуры регистрации и постановки на баланса газопровода, через какие структуры?».

Ответ

: В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

В статье 235 ГК РФ установлено, что основанием прекращения права собственности является отказ собственника от права собственности.

Как следует из вопроса, затраты организации производились в отношении газопровода. Между тем, газопровод обладает признаками недвижимого имущества.

Согласно п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Кроме того, необходимо отметить, что сложившаяся в настоящее время судебная практика исходит из того, что в случае если собственник недвижимого имущества отказался от прав на него, орган местного самоуправления обязан принять меры по постановке данного имущества на учет как бесхозяйное с последующей регистрации права собственности.

Так в Определении Верховного суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1, суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений, поскольку п.3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Данным определением суд также обязал муниципальное образование зарегистрировать право собственности на бесхозяйные вещи.

В Постановлении ФАС УО от 15.10.2012 №№ А50-22909/2011, Ф09-9227/2012, судом сделан вывод, что независимо от того, принималось или нет бесхозяйное имущество в муниципальную собственность, собственником данного имущество является именно муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует). Аналогичный вывод приведен в Постановлении 03ААС от 13.12.2012 г. А69-1089/2012.

На основании вышеизложенного, следует отметить, что гражданским законодательством установлено, что именно у муниципального образования возникает первоочередное право на приобретение бесхозяйного имущества в собственность. Таким образом, после приобретения муниципальным органом власти права собственности на данный объект, муниципальный орган вправе на основании договора передать данный объект в собственность или пользование эксплуатирующей организации. Однако следует отметить, что в правоприменительной практике орган местного самоуправления крайне редко принимают в собственность подобного рода объекты.

В п.22.Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств установлено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получения государственным и муниципальным унитарным предприятиями при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации; поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.

Между тем, оснований поступления бесхозяйного имущества к бухгалтерскому учету основных средств организации данные рекомендации не содержат.

Следует отметить, что отсутствие постановки имущества на учет в налоговой означает, что у компании нет КПП для заполнения декларации или расчета. Между тем он относится к числу обязательных реквизитов для форм отчетности по налогу на имущество (письмо ФНС России от 6 сентября 2013 г. № БС-4-11/16221). В такой ситуации до завершения процедуры постановки на учет в Росреестре рекомендуется подать в инспекцию в произвольной форме заявление с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на госрегистрацию имущества (письмо № БС-4-11/16221). На основании этого в ИФНС России будет проведена регистрация имущества с присвоением ему КПП 41. По существу, это означает временную постановку на учет в инспекции. Такой подход описан и в пункте 8 Методических указаний, содержащихся в приложении к письму ФНС России от 25 января 2008 г. СК-6-09/49.

Таким образом, позиция чиновников, которой они придерживались ранее, не изменилась: применение такого кода причины постановки на учет возможно в случае подачи организацией документов в Росреестр. Эти правила будут действовать до момента постоянной регистрации в инспекции. То есть налоговики могут отказаться от временного порядка не ранее поступления к ним сведений от госорганов, регистрирующих имущество (письма № БС-4-11/16221, УФНС по г. Москве от 2 марта 2011 г. № 16-15/019111@ и от 9 ноября 2010 г. № 16-15/116538@).

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

 

ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 13.10.2003 № 91Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»

14.11.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Александр Кобзарев

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Юрист" Наталья Ковтуненко

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.