Договор на поставку продовольственных товаров

241

Вопрос

Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки продовольственных товаров. Договором предусмотрена выплата вознаграждения в размере твердой суммы за приобретение у поставщика товаров на определенную сумму (условно, 1000 руб). В договоре также отражено, что если выборка товара будет на сумму более, условно 1000 руб., то покупателю дополнительно выплачивается вознаграждение в размере 5% от приобретенного товара. У меня вопрос не противоречит ли указание на твердую сумму вознаграждения закону об осуществлении торговой деятельности? И можно ли прописывать вознаграждение в твердой сумме плюс размер вознаграждение в процентном отношении? Прошу дать ответ применительно к продаже продовольственных товаров.».

Ответ

: Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) был установлен механизм ценообразования в договорах поставки, особенно в сфере торговли продовольственными товарами, а также положений, ограничивающих размер выплачиваемого покупателю вознаграждения или предоставляемой ему скидки в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Часть 4 ст. 9 названного Закона предусматривает возможность заключения хозяйствующими субъектами торговой деятельности соглашений, в которых может предусматриваться включение в их цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества товаров.

По смыслу гражданского законодательства категория «вознаграждение» по правовой природе представляет собой обязанность имущественного содержания. В этом смысле вознаграждение, устанавливаемое в договоре поставки в пользу оптового покупателя, имеет ряд особенностей в отличие от иных видов вознаграждений.

Возможность сторон договора своим соглашением диспозитивно изменять цену товаров на основании общих положений о заключении договоров является одним из самостоятельных элементов ценообразования, в том числе и в договорах поставки продовольственных товаров. Поэтому ограничения, предусмотренные ч. 4–6 ст. 9 Закона о торговле в отношении формирования условия о вознаграждении оптовых покупателей в договорах поставки продовольственных товаров, не могут эффективно влиять на конечную цену товара, доведенного до потребителя. Таким образом, механизм вознаграждения как элемент механизма ценообразования в большей степени следует считать направленным не на регулирование цены товаров, а, прежде всего, на ограничение злоупотребления своими правами оптовыми покупателями, диктующими поставщикам продовольственных товаров «рваческие» условия «входа в торговые сети».

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле размер вознаграждения оптовому покупателю в обязательном порядке должен быть согласован сторонами договора поставки продовольственных товаров, т.е. является существенным условием такого договора, поэтому если в соглашении о вознаграждении не будет содержаться указание на его размер, то такой договор может быть признан незаключенным.

Другим ограничительным требованием к условию о вознаграждении оптового покупателя в связи с приобретением продовольственных товаров путем заключения договора поставки является необходимость включения его в цену договора поставки, что не должно сказаться на определении цены продовольственных товаров. Это правило связано с тем, что цена продовольственных товаров должна фигурировать в договоре поставки отдельно от всех дополнительных наценок и вознаграждений, с тем чтобы быть прозрачной при дальнейших перепродажах продовольственных товаров.

Кроме того, цена приобретаемых продовольственных товаров связана еще с одним ограничением размера рассматриваемого вознаграждения — его абсолютной величиной. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о торговле размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Эта мера имеет антимонопольный характер и направлена на защиту интересов поставщиков, которые сбывают свой товар в торговые сети, занимающие иногда доминирующее положение на рынках.

Часть 6 ст. 9 Закона о торговле императивно устанавливает запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора. Запрет изменения условий о вознаграждении покупателя договора поставки продовольственных товаров, регламентированный ч. 6 ст. 9 Закона о торговле, предусматривает не запрет изменения любого условия договора поставки продовольственных товаров, как это может следовать из буквального толкования этой нормы, а запрет на изменение только одного условия о вознаграждении.

Между тем, Закон не запрещает устанавливать в договоре условия о вознаграждении в твердой сумме, как и комбинированные способы расчета вознаграждения. Законодательное требование одно — размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Таким образом, если размер вознаграждения покупателя товара установленный в твердой сумме, при выборке на определенную сумму не превышает 10% от стоимости данного товара, то оснований нарушения норм Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не усматривается.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

Вознаграждение оптового покупателя как элемент механизма ценообразования Журнал «Коммерческое право» 1 (10) 2012

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.