Меня вызывали в качестве свидетеля в рамках проведения налоговой проверки

215

Вопрос

Меня вызывали в качестве свидетеля в рамках проведения налоговой проверки. Как я могу ознакомиться с протоколом допроса? Необходимо ли писать заявление для ознакомления? Какие для этого существуют сроки?

Ответ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

"Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

2. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.* При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Обязанность по извещению участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Ненадлежащее исполнение указанной обязанности ответственным участником этой группы не является основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.

Налоговый орган обязан известить участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, если в акте налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении этого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения«.

2. Письмо Минфина России от 18 февраля 2011 г. № 03-02-07/1-58 «О праве на письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля»

«В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо по вопросу о применении п.6 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщается следующее.

Кодекс не предусматривает составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также распространение положения п.6 ст.100 Кодекса в отношении этих результатов.

Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не только по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, но и материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Несмотря на то, что Кодексом не устанавливается специальный срок для подготовки возражений и их рассмотрения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, полагаем, что в силу п.2 ст.101 Кодекса налоговым органом должно быть обеспечено до вынесения соответствующего решения ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля*».

3. Письмо Минфина России от 26 октября 2011 г. № 03-02-08/112

"В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о применении ст.ст.89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщается следующее.

Согласно п.1 ст.34_2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (п.1 ст.26 Кодекса).

В рассматриваемом обращении не указан статус налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) либо его представителя.

Вместе с тем сообщается, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов в соответствии со ст.ст.93 и 93_1 Кодекса.

Результаты допроса свидетеля, экспертизы оформляются в соответствии со ст.ст.90, 95 и 99 Кодекса.

После окончания проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля Кодексом не предусмотрено оформление справок или акта.

В соответствии с п.2 ст.101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кодексом не установлены специальные сроки для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и их рассмотрения. Однако право проверяемого лица на ознакомление с документами, составленными по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

При этом срок для ознакомления проверяемого лица с материалами по результату дополнительных мероприятий налогового контроля определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.*

Кроме того, согласно п.4 ст.101 Кодекса отсутствие письменных возражений проверяемого лица не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки".

4. Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2010 № А76-5262/2010-42-179

"Судами установлено, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки с учетом результатов проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 29.12.2009 с 15-00 час. по 16-50 час. с участием одного представителя налогоплательщика — его генерального директора.

Представителю налогоплательщика предоставлены для ознакомления документы, полученные в ходе проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, с которыми он знакомился в течение одного часа.

В ходе проверки директором общества заявлено ходатайство о предоставлении пяти дней для ознакомления с документами с привлечением специалистов. Результаты рассмотрения данного ходатайства в протоколе отсутствуют. Фактически налогоплательщику было отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, что инспекцией не оспаривается.

Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом налогоплательщику не предоставлено достаточного и разумного количества времени (5 — 15 дней) для изучения документов, полученных по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, и представления дополнительных возражений на данные документы.*

Доводы инспекции о том, что составление акта по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрено законодательством, рассмотрены судами и обоснованно отклонены с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.04.2009 № ВАС-3494/09, согласно которой само по себе несоставление налоговым органом акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не является основанием для признания недействительным решения налогового органа, если при этом налоговым органом не были нарушены требования законодательства об обеспечении налогоплательщику возможности ознакомиться с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кроме того, отсутствие у налогового органа обязанности составления по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля акта как специального процессуального документа не исключает наличия у него обязанности обеспечения возможности защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомления со всеми материалами мероприятий налогового контроля, в том числе с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, с целью предоставления возможности полноценной защиты налогоплательщиком своих законных интересов*«.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Ознакомиться с протоколом опроса свидетеля вправе только налогоплательщик или его представитель (руководитель или лицо по доверенности). Такое правило установлено в абзаце 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ. Иные лица не вправе знакомиться с материалами проверки (в том числе с протоколом опроса свидетеля).

При этом необходимо отметить, что на практике даже представителю налогоплательщика могут отказать в ознакомлении с материалами.

Тем не менее, чтобы представитель налогоплательщика смог ознакомиться с материалами проверки, ему необходимо написать соответствующее заявление. Представитель налогоплательщика может потребовать для ознакомления материалы проверки как до рассмотрения материалов руководителем налогового органа, так и после этого. Это право основывается на том, что в абзаце 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ не сказано о том, что это право возникает с момента, когда налоговая инспекция начнет процедуру рассмотрения материалов проверки.

При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает срок для ознакомления с материалами проверки. Как разъяснил Минфин России, руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен определить его самостоятельно с учетом фактических обстоятельств, включая количество и объем материалов (письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-02-08/112). На практике эти обстоятельства учитываются не всегда. Например, инспекция может предоставить их налогоплательщику в день рассмотрения материалов проверки.

В такой ситуации целесообразно подать письменное заявление с просьбой предоставить необходимое время для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий. Однако нет гарантий, что вам его предоставят.

Отказ в указанной просьбе налогоплательщик сможет использовать как один из аргументов в суде. Так, например, в приведенном выше постановлении суд указал, что в данном случае нарушается право налогоплательщика на представление объяснений в ходе рассмотрения материалов проверки. На этом основании судьи признали решение налогового органа незаконным.

03.10.2012 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

Ответ утвержден:

ведущий эксперт «Системы Юрист» Владислав Кузнецов

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.