В организации вводится режим коммерческой тайны

108

Вопрос

В организации вводится режим коммерческой тайны. Определены объекты коммерческой тайны - информация, подлежащая защите. Вопрос: каким образом организация может самостоятельно, без привлечения третьих лиц, произвести оценку объектов коммерческой тайны? Какие методы такой оценки существуют?

Ответ

1. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

<...>

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;*

2) информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;*«

2. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

«Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:*

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.*

<...>

Статья 15. Обязанности оценщика

Оценщик обязан:*

не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;*»

3. Статья: Договорное определение цены на информацию

«Экономистами разработаны методики расчета и обоснованы различные подходы к определению цены информации, которые важно учитывать юристам при заключении договоров в информационной сфере. В процессе коммерческих переговоров юристы должны: 1) учитывать признаки информации, позволяющие отличить ее от других объектов гражданских правоотношений; 2) выделять специфические свойства информации как товара; 3) знать возможные способы и методы определения цены информации, применяемые в коммерческой практике.

Если говорить о признаках информации, которые позволяют отличить ее от других объектов гражданских правоотношений, то следует назвать такие, как: 1) физическая неотчуждаемость информации, когда отчуждение информации может иметь место только в виде передачи прав на ее использование; 2) обособляемость информации, когда информация может существовать независимо от своего создателя в виде символов, знаков, что делает возможным оборот информации; 3) тиражируемость информации, когда одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц и быть использована неограниченное количество раз неограниченным числом субъектов; 4) существование информации в определенной организационной форме в виде документа, что дает возможность юридически закрепить принадлежность ее конкретному лицу.

При определении цены нужно учитывать, что информация, участвующая в обороте, обычно отображается на материальном носителе, вследствие чего возникает двуединство информации и того материального носителя, на котором она отображена.* Информация не может быть объектом правоотношений безотносительно к ее материальным носителям4. По мнению В.А. Дозорцева, информация должна быть зафиксирована на материальном носителе так, чтобы ее можно было идентифицировать5. По этому пути идет и законодатель, который закрепил понятие документированной информации в законе6. Только такая информация признается объектом договорного права и может быть предметом передачи другому субъекту.

Подлежат учету специфические свойства информации как товара.

Во-первых — это потребительские свойства, т.е. способность информации как товара удовлетворять потребности предпринимателей для решения производственных задач с целью получения прибыли.

Во-вторых, важнейшим свойством информации как товара является ее цена. Факторами, влияющими на установление цены, служат: 1) затраты на разработку информационного продукта; 2) качество предоставленной информации; 3) существующий спрос на предлагаемый информационный продукт; 4) уровень ожидаемой прибыли от использования информации.

В-третьих, это ценность информации, которая по-разному проявляется на различных фазах жизненного цикла товара в процессе инновационной деятельности7, содержанием которого чаще всего является не изобретение, а информация, составляющая коммерческую тайну. По общему признаку техническая и технологическая информация как товар имеют более длительный жизненный цикл, чем коммерческая информация.

В-четвертых, для предпринимателей представляет коммерческий интерес не любая информация, а лишь та ее часть, которая может быть использована для получения наибольшей прибыли. В данном случае это закрытая информация. Поэтому с юридической точки зрения информация может быть признана товаром, если она содержит признаки необщеизвестности, необщедоступности и оборотоспособности, указанные в ст. 1465 ГК РФ.*

Реализация конкурентной стратегии обусловливает рыночную стоимость информации. При ее оценке учитываются такие факторы, как: 1) нематериальный характер объекта оценки; 2) текущее использование информации; 3) возможные отрасли использования информации; 4) наиболее вероятные емкость и доля рынка данной информации; 5) издержки на производство и реализацию продукции, выпускаемую с использованием ценной информации; 6) объем инвестиций, требуемых для получения новой технической и технологической информации и ее использования для производства инновационных товаров; 7) риски освоения инновационного производства с использованием информации, в том числе риски разглашения информации; 8) реализация конкурентоспособных товаров с использованием деловой информации; 9) возможность и степень правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну; 10) объем передаваемых прав и других условий договоров о создании и использовании ценной информации.*

Аксиомой является утверждение о том, что от правильно выбранной цены за продукт зависит продвижение товара на рынке. В литературе предлагаются различные способы выбора цены за информационный продукт8. Потолочный подход означает, что цена на продукт устанавливается с «потолка», т.е. организация не проводит анализа цен на продукты в данной нише, а просто подбирает цену на продукт «наугад». Такой подход характерен для индивидуальных предпринимателей, новичков в информационном бизнесе. Однако в любом случае предприниматель вынужден определить цену информационного продукта, которая включает себестоимость изготовления и отправки, например, диска, размер собственной прибыли, издержки по технической поддержке продукта и амортизации, а также выплату комиссионных партнеру и уплату налогов.

Конкурентный подход означает, что после разработки продукта в данной нише уже существует подобный продукт. В этой ситуации организация может назначить цену на продукт меньше или больше, чем цена у конкурента. Для того чтобы принять правильное решение, необходимо изучить коммерческое предложение конкурента, приобрести его продукт, сравнить его со своим продуктом и сделать все, чтобы убедить будущего покупателя, что ваше предложение было бы наиболее выгодным.

Подобные варианты выбора цены на продукт имеют право на жизнь. Однако для того, чтобы правильно определить рыночную цену на продукт, необходимо использовать научный способ. На практике применяется понятие рыночной стоимости информации, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть предметом купли-продажи на рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всеми сведениями, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, вызванные действиями конкурентов и иных лиц9. Учитывая, что для предпринимателей представляет интерес информация, имеющая коммерческую значимость, рассмотрим критерии определения стоимости информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) и коммерческую тайну. С этой целью могут быть применены количественный и экспертный методы оценки информации.

Количественный метод закреплен в Положении по бухгалтерскому учету 14/2007 "Учет нематериальных активов«10, применительно к ноу-хау. Нормативный акт устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. На наш взгляд, этот метод может применяться при оценке информации, составляющей коммерческую тайну, поскольку объектами бухгалтерского учета являются материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязательства купли-продажи информации (работ, услуг), связанных с такой информацией, а также любые хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, когда используется информация либо предпринимаются меры по охране ее конфиденциальности. Для принятия к бухгалтерскому учету информации, составляющей коммерческую тайну в качестве нематериального актива необходимо единовременное соблюдение следующих условий:

1) коммерческая тайна как объект оценки способна приносить организации коммерческие выгоды в будущем, после использования новой технической, технологической и деловой информации в производстве инновационной продукции (работ, услуг) по продвижению товара на рынок;

2) организация имеет возможность выделения информации, составляющей коммерческую тайну, и отделения ее от других нематериальных активов, относящихся к понятию интеллектуальной собственности;

3) организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие ее права на коммерческую тайну, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким коммерческим выгодам, т.е. установлен режим коммерческой тайны;

4) объект предназначен для полезного использования в течение длительного времени свыше 12 месяцев и до тех пор, пока сохраняется режим коммерческой тайны в отношении конкретной информации;

5) фактическая (первоначальная) стоимость информации, составляющей коммерческую тайну, может быть достоверно определена ее обладателем.

Экспертный метод широко используется в предпринимательской деятельности при определении рыночной стоимости объектов оценки исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, перечисленных в ст. 1225 ГК РФ, включая секрет производства (ноу-хау). При определении рыночной стоимости коммерческой тайны нужно руководствоваться следующими принципами:

1) рыночную стоимость имеет лишь та информация, которая используется при производстве конкурентноспособных товаров с учетом ее морального старения (принцип полезности);

2) стоимость информации зависит от спроса и предложения на аналогичную информацию на рынке (принцип спроса и предложения);

3) стоимость информации не может превышать затраты на приобретение информации по договору (принцип замещения);

4) стоимость информации зависит от коммерческой выгоды, которая может быть получена за определенный период времени при ее использовании в производстве товаров (принцип ожидания);

5) стоимость информации зависит от внешних факторов, определяющих условия ее использования, международного и национального законодательства в информационной сфере (принцип внешнего слияния).*

Следует отметить, что 1) оценка стоимости информации в договорных отношениях должна проводиться с использованием различных способов и определяться организацией самостоятельно;* 2) в отличие от физических товаров цена информации определяется в большей степени неценовыми факторами, такими как риск, новизна, достоверность и полнота, своевременность, конфиденциальность, приемлемая форма подачи; 3) ценообразование на информацию-товар осуществляется на основе текущих цен, при котором определяется «коридор» цен на аналогичные товары; 4) с учетом данного коридора цен и фактора риска потребителя, а также новизны, достоверности, полноты и своевременности информации коммерческие организации имеют возможность самостоятельно устанавливать цену на свой продукт«.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Нормы действующего законодательства не содержат единый перечень критериев, по которым следует оценивать объекты коммерческой тайны. Оценка стоимости информации определяется организацией самостоятельно.

Учитывая, что объекты коммерческой тайны являются нематериальными активами, при их оценке можно воспользоваться Положением по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» (количественный метод). Кроме того, можно использовать экспертный метод, когда для оценки приглашается оценщик (рыночный метод). Если Вы планируете проводить оценку самостоятельно, Вы можете использовать иные критерии оценки, изложенные в приведенной статье, а также совокупность критериев, которые Вы сочтете необходимыми.

02.10.2012 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

Ответ утвержден:

ведущий эксперт «Системы Юрист» Владислав Кузнецов

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.