О защите конкуренции

187

Вопрос

ОАО является пользователем услуг железнодорожного транспорта и ОАО направило для подписания доп. соглашение к договору в котором указано в частности: "п. 1.4. Права и обязанности Сторон, порядок расчетов, ответственность Сторон и иные условия по исполнению настоящего Соглашения указаны в Положении о порядке взаимодействия между ОАО и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО от 5 августа 2013 г. № 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО по адресу www.rzd.ru (далее - Положение), являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения. п. 1.5. Подписанием настоящего Соглашения Клиент подтверждает, что ознакомился и согласен с установленными Положением условиями." Кроме этого, в самом Положении предлагается предоставить в обязательном порядке различные документы и сведения. Прилагаю выписку из Положения Приложение № 1 к распоряжению ОАО от 5 августа 2013 г. № 1685р Положение о порядке взаимодействия между ОАО и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов 1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия между ОАО и пользователем услуг железнодорожного транспорта (далее – Клиент) (далее – Стороны) при организации расчетов и оплате Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, возмещения расходов ОАО , обусловленных выполнением таможенных операций иных услуг/работ, выполняемых ОАО при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ) (далее – Платежи). 1.2. Основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскания ОАО с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования Клиента. 1.3. Подписание соглашений об организации расчетов с клиентами осуществляет Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО (далее – ЦФТО) и его структурные подразделения – Территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (далее – ТЦФТО). 1.4. Для подписания соглашений об организации расчетов Клиент – резидент Российской Федерации должен предоставить в ЦФТО/ТЦФТО следующие документы: 1.4.1. Надлежащим образом заверенные копии: - учредительных документов; - устава; - свидетельства о регистрации; - свидетельства о постановке на учет в налоговый орган Российской Федерации; - информационного письма об учете в Статрегистре Росстата; - извещений о наличии банковских счетов или письмо банка о наличии счета с указанием его номера; - решений (протоколов) о назначении руководителей; - выписки из Единого государственного реестра юридических лиц о включенных в реестр сведениях. 1.4.2. Образцы подписей генерального директора, главного бухгалтера и оттиск печати. 1.4.3. Копии паспортов и трудовых книжек генерального директора и главного бухгалтера. 1.4.4. Копии отчетных форм за 2 последних года с отметкой налогового органа: - баланс (ф. № 1); - отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); - отчет о движении заемных средств, кредиторской и дебиторской задолженности (ф. № 5). 1.4.5. Копия приказа о назначении генерального директора. 1.4.6. Копия трудового договора с генеральным директором. 1.4.7. Сведения о фактическом адресе организации, контактные телефоны руководящих сотрудников. 1.4.8. Сведения о филиалах организации, ее представительствах, их руководителях, контактные телефоны. Предоставление копий документов, сделанных с копий, не допускается. Вопросы: 1. Не нарушает ли ОАО антимонопольное законодательство предлагая подписывать доп. соглашение к договору в котором сделана ссылка на Положение, утвержденное распоряжением ОАО, фактически по тексту и сути это договор в котором права, обязанности, ответственность введены не соглашением сторон, а распоряжением ОАО. Полный текст Положения - распоряжения ОАО от 5 августа 2013 г. № 1685р опубликован на официальном сайте ОАО по адресу www.rzd.ru 2. Правомерно ли требование ОАО для заключения договора или доп. соглашения обязательное представление следующих документов: - извещений о наличии банковских счетов или письмо банка о наличии счета с указанием его номера; 1.4.2. Образцы подписей генерального директора, главного бухгалтера и оттиск печати. 1.4.3. Копии паспортов и трудовых книжек генерального директора и главного бухгалтера. 1.4.4. Копии отчетных форм за 2 последних года с отметкой налогового органа: - баланс (ф. № 1); - отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); - отчет о движении заемных средств, кредиторской и дебиторской задолженности (ф. № 5). 1.4.6. Копия трудового договора с генеральным директором.».

Ответ

Как усматривается из рассматриваемого вопроса, при заключении договоров, контрагентам ОАО «РЖД» предлагается подписать соглашение о том, что права и обязанности сторон в рамках договора регулируются внутренним актом ОАО «РЖД» (далее-Положение), утвержденным в одностороннем порядке, без согласования условий, объема прав и обязанностей сторон договора.

Согласно пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из изложенного положения также усматривается, что внутренним положением ОАО «РЖД» установлено требование в т.ч. о предоставлении персональных данных должностных лиц контрагента и иной информации. В п.п.1, п.1, ст.6 Федерального законаот 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Между тем, отсутствие сведений о персональных данных не могут служить основанием для отказа в заключении договора.

Таким образом, ссылка в дополнительном соглашении в договоре на соблюдение условий внутреннего положения, не согласованного сторонами и утвержденного в одностороннем порядке распоряжением ОАО «РЖД» от 5 августа 2013 г. № 1685р,, может рассматриваться как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти). Данные права и обязанности сторон, отраженные в внутреннем Положении организации, занимающей доминирующее положение на данном рынке услуг, не утверждены на уровне федеральных законов, нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Статьёй 22 Закона № 135-ФЗ к числу функций антимонопольного органа отнесены, в том числе выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. В целях осуществления данных функций в соответствии со статьёй 23 Закона № 135-ФЗ в полномочия антимонопольного органа входит: возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства; антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство.

Принимая во внимание названное, а также то, что возникшие правоотношения имеют публично-правовой характер и данные действия ОАО «РЖД» имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства, представляется возможным обратиться в антимонопольный орган, с целью рассмотрения ФАС РФ вышеизложенных обстоятельств, в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Доказательства сторон в спорах с участием антимонопольных органов;

Практика рассмотрения споров с участием антимонопольных органов;

О некоторых спорных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

«Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);*

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:

1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;

5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации;

6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части;

7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

8) условия доступа на товарный рынок, и (или) к товарам, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при подключении (технологическом присоединении);

9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.(Часть в редакции, введенной в действие с 23 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 164-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4. Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг..."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.