Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов

112

Вопрос

ООО занимается оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов населения и юридических лиц на основании лицензии. На данный момент существует проблема: индивидуальные предприниматели отказываются заключать договора на мусор, ссылаясь на то, что у них в продуктовом магазине отсутствует мусор, сжигают (хотя это запрещено) или они закапывают весь мусор в огороде (бутылки, стаканчики одноразовые, смет с территоррии и т.п.), хотя сами носят мусор в контейнеры населения. ООО заставить их не может заключать договора, эколог местной администрации тоже не может, ссылаясь на то, что у него нет никаких полномочий, санкции он не может применять в отношении таких предпринимателей, которые "заваливают" контейнерные площадки картонными коробками. Как законодательно заставить таких предпринимателей заключать договора (на какие НПА ссылаться) или все-таки у местной администрации существуют какие-нибудь полномочия, а они не хотят связываться?

Ответ

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, федеральным законодательством возложено на муниципальное образование обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом положения Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которыми потребители приобретают услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов по договору, не предполагают императивную обязанность потребителей данных услуг заключить договор.

Соответственно, отказ лиц, являющихся потребителем услуг в сфере утилизации и захоронения твёрдых бытовых отходов, от заключения с исполнителем данных услуг публичного договора на предоставление соответствующих услуг, не является основанием для понуждения указанного лица к заключению договора, поскольку данный договор в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным только в отношении исполнителя услуг и обязательность его заключения возникает у исполнителя. Данный вывод содержится в частности в решении Арбитражного суда Омской области от 14.09.2012 г. А46-23924/2012. В Постановлении ФАС СКО от 09.10.2008 №№ А32-3527/2008-6/69, Ф08-5921/2008 также сделан вывод, что по смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.

Между тем, отсутствие у индивидуального предпринимателя договора на вывоз мусора, может являться основанием для привлечения к административной ответственности, что подтверждается решением Арбитражного суда Томской области от 30.08.2013 г. №А67-3306/2013.

Кроме того, если исполнитель при отсутствии договора между сторонами оказал услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, он может взыскать затраты с другой стороны в случае её уклонения от оплаты (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2013 №№ А46-23924/2012, Ф04-689/2013 Дело А46-23924/2012).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

Журнал «Коммерческое право» 1 (4) 2009 Публичные договоры в коммерческом праве



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.