ООО "Ромашка" разрешило письмом другому юридическому лицу (ЗАО "Ромашка") размещать на производимой продукции фирменное наименование, логотипы и иную символику ЗАО "Ромашка", т..е. производит продукцию одно юридическое лицо, а на "шильдике" (мет. табличке

193

Вопрос

ООО "Ромашка" разрешило письмом другому юридическому лицу (ЗАО "Ромашка") размещать на производимой продукции фирменное наименование, логотипы и иную символику ЗАО "Ромашка", т.е. производит продукцию одно юридическое лицо, а на "шильдике" (мет. табличке) указано наименование другого юр. лица . 1.Законно ли это учитывая, что наименования совершенно одинаковы за исключением организационно-правовой формы обществ (ЗАО и ООО)? 2.Не нарушаются ли тем самым права покупателей этой продукции и нашей компании как конкурента?

Ответ

На основании ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом размещается информация о производителе (адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя).

 

Следовательно, если ЗАО «Ромашка» не является уполномоченным представителем ООО «Ромашка» и размещает на товаре, производимом ООО «Ромашка», информацию о себе как о производителе (фирменное наименование, адрес), то в данном случае нарушаются права потребителей.

Не допускается использование тождественных фирменных наименований в случае, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). И правообладатель вправе потребовать прекратить использовать данное фирменное наименование.

Также не допускается предоставлять другому лицу право использовать фирменное наименование. В данном случае ООО «Ромашка» использует на своей продукции фирменное наименование ЗАО «Ромашка», что недопустимо в силу п. 2 ст. 1474 ГК РФ. Использование логотипа допускается с разрешения правообладателя (п. 3 ст. 1484 ГК РФ).

Признаки недобросовестности конкуренции содержатся в ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

— незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

В случае, если имеются основания полагать, что конкурент действует недобросовестно, Вы вправе обратиться в ФАС России.

В комплект представляемых в ФАС России документов желательно включить доказательства:

— принадлежности исключительных прав заявителю;

— наличия конкурентных отношений между заявителем и лицами, в действиях которых, по его мнению, содержатся признаки недобросовестной конкуренции;

— совершения лицом, в отношении которого подано заявление, действий, квалифицируемых ст. 14 Закона о защите конкуренции как недобросовестная конкуренция;

— нацеленности недобросовестных конкурентов на получение преимуществ на рынке в результате незаконного использования интеллектуальной собственности заявителя;

— причинения или реальной угрозы причинения действиями недобросовестных конкурентов убытков или вреда деловой репутации заявителя или других конкурентов.

По факту обращения ФАС России проводит предварительную проверку и либо возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства, либо отказывает в этом.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со Статьями:

Защита от недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Правовые средства предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции

Доказанный факт недобросовестной конкуренции поможет убедить суд

Регистрацию товарного знака можно признать недобросовестной и отменить

Защита прав на фирменное наименование. Чем помогли нормы закона о конкуренции

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Статья: Товарные знаки и недобросовестная конкуренция. Какие нарушения подведомственны ФАС России

«Когда использование товарных знаков признается недобросовестной конкуренцией

В пункте 9 статьи 4 закона № 135-ФЗ установлено три признака отнесения действий хозяйствующих субъектов (или группы лиц) к недобросовестной конкуренции. Во-первых, это направленность действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Во-вторых, противоречие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. В-третьих, это причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, а также нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.

Вышеуказанные признаки в обязательном порядке устанавливаются в том числе в случаях недобросовестной конкуренции в виде нарушений запретов, предусмотренных в пункте 4 части 1 статьи 14 и в части 2 статьи 14 закона № 14-ФЗ*.

Рассмотрим на конкретных примерах, какие именно нарушения прав на товарные знаки считаются нарушением законодательства о защите конкуренции.

Использование товарных знаков, сходных до степени смешения

Наиболее распространенным нарушением запрета, установленного в пункте 4 части 1 статьи 14 закона № 135-ФЗ, является использование товарного знака, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком конкурента. Такие действия могут ввести потребителей в заблуждение относительно производителя товаров (работ, услуг), вызывая ассоциации с продукцией, выпускаемой под товарным знаком конкурента (как правило, более известного на рынке). При этом в большинстве случаев спорное сходное изображение или словесное обозначение не является официально зарегистрированным товарным знаком, в связи с чем ФАС России накладывает запрет на использование изображения, а официального аннулирования товарного знака не требуется*».

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 4

«Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование

2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки*.

<...>

Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения*».

3. ЗАКОН ОТ 07.02.1992 № 2300-1

«Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора*. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера*

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг)*».

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ

«Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну*.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.