О ликвидации организации

128

Вопрос

Организацией принято решение о ликвидации, назначен ликвидатор. Было подано соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Также подано сообщение в Вестник государственной регистрации. Далее идут 2 месяца на получение требований от кредиторов. ВОПРОСЫ: 1) Инспекцией назначена выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией (далее - ВНП), которая длится по сути минимум 2 месяца. На основании какого документа общество должно включить в промежуточный ликвидационный баланс задолженность по указанной проверке (если таковая выявится) - акт, решение, требование? Если Инспекция по срокам не успевает составить акт проверки и вынести решение до составления промежуточного баланса (2 мес на проведение проверки и 2 месяца на получение требований от кредиторов - общество все делает в кратчайшие сроки, оперативно) то есть обязанность включать предполагаемую задолженность в промежуточный баланс? в ликвидационный баланс? С какого момента задолженность по ВНП подлежит внесению в ликвидационные балансы - с момента вступления в силу решения? выставления требования? 2) Та же самая ситуация, но если имеется текущая задолженность перед бюджетом, а общество не знало про нее то обязано оно ее включить в балансы? Если общество узнало о задолженности из акта сверки, но не согласно с задолженностью нужно ли ее включать в балансы? Просим также описать как вышеуказанные ситуации могут повлиять на отказ в регистрации ликвидации, либо ее отмену в последующем. Обе ситуации рассматриваются только в отношении кредиторской задолженности по налогам и сборам (перед инспекцией) - др. кредиторов нету например.

Ответ

Если налоговая инспекция не успевает составить акт (выставить требование об уплате налога) до составления промежуточного баланса, то если Вы не включите в ликвидационный баланс предполагаемую задолженность, то это не будет являться нарушением, так как на момент составления баланса у Вас отсутствуют данные о сумме задолженности.

Так, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс по истечении срока, объявленного Вами для предъявления требований кредиторами. Бухгалтерский баланс составляется по состоянию на текущую дату (с учетом данных инвентаризации, данных налоговой проверки и пр.).

Что касается ситуации о том, обязано ли общество включить в баланс задолженность, о которой оно не знало, то чисто практически оно не включит эту задолженность в баланс, так как просо не знает о ней. Однако как только налоговые органы обнаружат имеющуюся задолженность, общество обязано ее отразить, в противном случае возможен отказ в государственной регистрации ликвидации.

Гражданским законодательством не предусмотрены какие-либо особенности предъявления требований об уплате налоговых обязательств при ликвидации юридического лица и порядка их включения в промежуточный и ликвидационный баланс. Так, в Постановлении 7 ААС от 02.08.2013 № А45-29208/2012 арбитрами отмечено, что акта выездной налоговой проверки без надлежащим образом оформленного требования недостаточно для включения задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого Общества.

Кроме того, с момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган в силу Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией был обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

Что касается отказа в государственной регистрации в связи с тем, что в ликвидационном балансе не отражены сведения о задолженности перед бюджетом, то ситуация неоднозначная. Прямого нормативного регулирования по данному вопросу нет. Однако, судебная практика складывается таким образом, что отказ в государственной регистрации правомерен.

Так, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 сделан вывод о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС ВВО от 13.08.2012 № А29-7923/2011, Определении ВАС РФ от 11.03.2012 № ВАС-1985/12, Постановлении ФАС ВСО от 05.08.2011 № А33-18667/2010, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2012 № А45-15266/2011, Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-11712/2010, Постановлении ФАС УО от 11.10.2012 № А60-30648/2011.

Дополнительно стоит отметить, что прямого нормативного регулирования данной ситуации нет. Ответ построен на примерах судебной практики.

В силу отсутствия официальных разъяснений и однородности судебной практики по данному вопросу, рекомендуем Вам обратиться с официальным запросом за соответствующими разъяснениями в региональное УФНС или непосредственно в ФНС России.

Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.