Как должен быть организован сбор и вывоз ТБО (мусора) в ООО

4

Вопрос

Как должен быть организован сбор и вывоз ТБО (мусора) в ООО, занимающемся оптовой продажей семян и агрохимикатов, чтобы все было в рамках закона? Как обезопасить ООО от проверок и какие санкции могут быть применены к ООО за нарушения? 

Ответ

отношения в сфере сбора и вывоза отходов регулируются Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89 –ФЗ «Об отходах производства и потребления». Общие требования к обращению с отходами изложены в главе III данного закона, в том числе требования к обращению с отходами I-V классов опасности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой, в связи с чем, при отсутствии у организации соответствующей лицензии, для обеспечения сбора и вывоза таких отходов она обязана заключить договор на оказание данных услуг с лицом, имеющим соответствующую лицензию.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
вправе оказывать только региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, договор на сбор и транспортирование коммунальных отходов должен быть заключен с таким оператором (глава V.1 Закона № 89-ФЗ).

За нарушения в сфере обращения с отходами имеется риск привлечения к дисциплинарной, административной (ст.8.2, 8.3, 8.4, 8.5 КоАП РФ и др.), уголовной (ст.247 УК РФ) и гражданско-правовой ответственности (признание сделок недействительными, возмещение причиненного вреда).

Надлежащее исполнение организацией обязанностей в сфере обращения с отходами производства и потребления снижает риск проведения внеплановых проверок организации.

Подробно с обязанностями организации в сфере обращения с отходами можно ознакомиться в статье: Что юристу нужно знать об отходах. Какие документы компания подает в Росприроднадзор и как могут наказать за несоблюдение правил.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

«Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:*

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 14. Требования к обращению с отходами I-V классов опасности

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.* Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.7

2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.91

4. При обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

2. Решение АС Ростовской области от 05.05.2014 № А53-4374/2014

«В результате хозяйственной и иной деятельности ЗАО «Деркул» образуются отходы 1-5 класса опасности.

В нарушение ст. 11 Федерального закона от 24.06.2008 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), обществом не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности.

ЗАО «Деркул» в период с 01.01.2013 по 13.06.2013 не имело в установленном законодательством порядке паспортов опасных отходов для отходов 1-4 классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности общества, что является нарушением ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ, а также нарушен п. 2.4 Приказа Федеральной службы по технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».

Обществом в период с 01.01.2013 по 26.12.2013 не велся учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, чем нарушена ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ.

При проведении проверки обществом не представлены документы, подтверждающие ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в период с 01.01.2013 по 26.12.2013, а именно: не представлены данные учета в области обращения с отходами, оформленные согласно Приложений №№1-4 Порядка учета в области обращения с отходами, заполненные по мере образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам, приема от других лиц, а также размещения отходов по каждому структурному подразделению общества; согласно договору на передачу (прием) отходов с приложением лицензий на деятельность по обезвреживанию, размещению, транспортированию отходов; план-схемы земельных участков, находящихся в пользовании общества с указанием мест накопления, хранения, захоронения отходов, образующихся в результате деятельности общества либо принятых от других лиц, а также иные документы.

ЗАО «Деркул» в период с 01.01.2013 по 26.12.2013 не имело согласованного со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, что является нарушением п. 1 и п. 2 ст. 26 Федерального закона №89-ФЗ.

На момент проведения проверки 26.12.2013 тракторист общества Миронов С.А. осуществлял сбор, транспортировку, размещение отходов 4 класса опасности, а также другие лица, фактически осуществляющие обращение с отходами 1-4 класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, что является нарушением п. 1 ст. 15 Федерального закона №89-ФЗ. В ходе проведения проверки ЗАО «Деркул» не представило доказательств, что имеются приказы о лицах, допущенных к работе с опасными отходами в период с 01.01.2013 по 26.12.2013.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки №0212/09/6351/3079/ПР/2013-127/11/3079/ПР/2013 от 26.12.2013.

Таким образом, несоблюдение ЗАО «Деркул» санитарных норм, зафиксированное в акте проверки от 26.12.2013, повлекло за собой привлечение общества к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ».*

3. Решение АС Волгоградской области от 19.02.2014 № А12-32462/2013

«Таким образом, в ходе осмотра в 30 м. от угла ангара (со стороны входа) на расстоянии 6 м. от стены был зафиксирован факт сброса на почву отходов жмыха (код по ФККО 12100300 01 00 0 отходы жмыха и шрота (при неустановленных опасных свойствах отхода, отсутствие класса опасности, его можно отнести к 4-му классу опасности (малоопасные) (определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 05.03.2009 года №КАС09-42. Площадь территории, на которую сброшены отхода жмыха на почву, определена комиссионно, на основании проведенных, на месте фактических натурных замеров при помощи рулетки № 069 ГОСТ 7502-98.

Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра № 826-09-13 от 30.09.2013, акте проверки от 04.10.2013 года

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Предприниматель Козейкин Б.В. как лицо, осуществляющее накопление отходов с нарушением экологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при накоплении отходов, общество не обеспечило выполнение установленных требований.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами (данная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 2 октября 2012 г. № 4973/12)

Аналогичная правовая позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.07.2011г. № 709/11 по делу №А32-10488/2010-58-157-58АЖ.

Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной, производственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, предприниматель в результате деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и иные требования природоохранного законодательства».*

23.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль