Покупатель выставляет нам (Поставщику) претензию по договору поставки

35

Вопрос

Вопрос такой:- Покупатель выставляет нам (Поставщику) претензию по договору поставки, где в п.2.5.4. сказано, что "Документы (Счёт на оплату продукции, счет-фактура, форма ТОРГ-12, паспорт на каждую единицу Продукции) по отгруженной после 24 числа месяца Продукции, указанные в настоящем пункте, должны быть предоставлены Покупателю не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным." Т.е. нам предоставляется 5 календарных дней.Наша компания осуществила поставку продукции 30.05.2016г. Продукция в этот же день поступила на склад Покупателя вместе со всеми указанными в п.2.5.4 документами. Но процесс приёмки и пересчета Покупателем продукции занял 6 дней, после чего в наш адрес были направлены замечания. Все замечания по поставке были учтены и первичные документы сформированы согласно фактическому принятию продукции на складах Покупателем и далее- отправлены Покупателю..Вопрос: что мы можем возразить Покупателю на его претензию, если он сам так долго (6 дней) сверял поставку, что не оставил нам шансов выполнить условие пункта Договора? А второе, мы вовремя предоставили все документы и считаем, что если бы Покупатель оперативно представил нам свои замечания то и претензии выставить они бы нам и не смогли.

Ответ

В ответе на претензию сообщите, что вы не могли исполнить свои обязательства из-за действий Покупателя. В соответствии с п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Про вину в предпринимательских отношениях читайте рекомендацию «Системы Юрист».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Споры о нарушении срока поставки товара: позиция поставщика

«Ситуация 2. Поставщик не передал товар в установленный срок по вине покупателя

Такая ситуация может возникнуть по разным причинам.

1. Покупатель не совершил действия, которыми стороны обусловили поставку товара.

Так, стороны могут обусловить поставку товара, например, действиями покупателя – представлением рабочей документации, многооборотной тары, исходного материала (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2016 г. № Ф05-2562/2016 по делу № А40-71143/2015). Возможность таких условий предусматривает статья 327.1 Гражданского кодекса РФ.

Самая распространенная ситуация – условие об авансе (предоплате).

Если покупатель не перечислил аванс (предоплату) в установленный срок, то поставщик вправе приостановить исполнение обязательства – не передавать товар (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2016 г. № Ф07-3342/2016 по делу № А56-6873/2015). Более того, от покупателя можно потребовать возмещения убытков (например, за хранение товара). Такие права предусматривает пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ. Подробнее см. Как взыскать с покупателя задолженность по оплате товара.

Так, при рассмотрении одного из дел Арбитражный суд Центрального округа указал: «Обязанность истца по внесению аванса для закупки сырья является встречным исполнением по отношению к обязанности ответчика по поставке изготовленной из него продукции. По смыслу приведенных норм и условий договора, нарушение заказчиком сроков выплаты аванса для закупки сырья, из которого производится поставляемая продукция, освобождает поставщика от ответственности на нарушение срока поставки товара в пределах срока просрочки кредитора» (постановление от 6 июля 2016 г. № Ф10-2083/2016 по делу № А68-6372/2015).

Покупатель перечислил аванс не в полном объеме. Сможет ли он потребовать уплаты неустойки, если поставщик приостановит поставку всей партии товара

Да, сможет, но только в отношении той части товара, на которую хватит суммы предоплаты.

Дело в том, что абзац 3 пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ предусматривает для такой ситуации право приостановить исполнение только «в части, которая соответствует непредоставленному исполнению».

Например, если поставщик обязался передать 20 партий товара, а покупатель – внести оплату за 10 из них, но фактически оплатил только 6, то их нужно поставить. Поставку 14 партий можно приостановить. Соответственно, если поставщик не передаст 6 оплаченных партий товара, то покупатель сможет взыскать неустойку за просрочку их поставки. В отношении другого товара такого права не возникнет, так как поставщик правомерно приостановил его поставку.

2. Покупатель препятствовал исполнению договора.

Такое поведение покупателя может быть вызвано тем, что он:

В любом случае просрочки поставщика не будет. Наоборот, будет иметь место просрочка кредитора – покупателя (ст. 406 ГК РФ). Он не сможет предъявить каких-либо требований, связанных с нарушением срока поставки. Зато поставщик на основании пункта 2 статьи 406 Гражданского кодекса РФ сможет взыскать убытки, причиненные такими действиями покупателя.*

Если в нарушении срока поставки есть вина и поставщика, и покупателя, то суд может снизить размер ответственности первого на основании пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса РФ. Так, например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа столкнулся с ситуацией, когда к увеличению срока поставки привели действия покупателя по изменению и уточнению характеристик товара. В результате суд снизил сумму неустойки с 3,2 млн руб. до 1,6 млн руб. (постановление от 15 апреля 2016 г. № Ф04-409/2016 по делу № А75-939/2015)».

23.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.