О государственном кадастре недвижимости

75

Вопрос

Общество с 2008 года является собственником нежилого помещения, площадью 2757 кв.м., расположенного в здании, которое было построено в 1985 году и с момента постройки и по настоящее время реконструкции (изменению, перестройке) не подвергалось. В 2007 году не проводя реконструкцию и не возводя фактическую границу (стену), то есть в нарушение правил кадастрового учета, одно большое помещение в техническом паспорте было разделено по условной границе на два помещения. До такого фиктивного разделения, права на вновь появившиеся помещения были зарегистрированы как доли в праве на одно общее фактически существующее большое помещение. До 2007 года нежилого помещения площадью 2757 кв.м, расположенного в данном здании, зарегистрировано не было. Помещения площадью 2757 кв.м. фактически никогда не существовало ранее и нет в настоящее время, а технический паспорт, составленный в 2007 году в ОГУП «ОблЦТИ», содержит недостоверную информацию. Эта информация перешла в Единый государственный реестр от ОГУП «ОблЦТИ» как ранее учтенная и также носит недостоверный характер. Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в техническом плане помещения от 20.08.2013 года, нежилое помещение площадью 2757 кв.м. не имеет фактической границы с восточной стороны и с северной стороны относительно помещения, т.е. помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании. Данное обстоятельство в соответствии с ч.7 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) является безусловным основанием для отказа в постановке на кадастровый учет. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Однако, несмотря на отсутствие фактических границ, нежилое помещение, площадью 2757 кв.м. поставлено на кадастровый учет. Общество обращалось с заявлением о снятии помещения с кадастрового учета, но в снятии объекта с кадастрового учета отказано. В настоящее время общество находится в процедуре конкурсного производства и с целью предотвращения продажи с торгов несуществующего помещения, устранения имеющихся противоречий и ввиду отсутствия предусмотренных Законом случаев снятия с кадастрового учета объектов, имеющих статус «ранее учтенных», общество будет вынуждено обратиться в суд. Снятие с кадастрового учета необходимо для регистрации права долевой собственности, как и было ранее. Вопрос: Как правильно построить в суде свою защиту при обращении с иском о снятии помещения площадью 2757 кв.м. с кадастрового учета. Как правильно сформулировать исковые требования? Для полноты исследования вопроса мы бы хотели отправить сканированные копии документов (технические планы, паспорта, свидетельства о государственной регистрации права и т.д.).

Ответ

В соответствии с ч.7 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Таким образом, если помещение не является обособленными от других помещений в здании, не сформировано как самостоятельный объект недвижимости, не определены границы помещения, данный объект не может состоять на кадастровом учете и не может выступать объектом гражданских правоотношений в силу закона.

Снятие с кадастрового учета нежилого помещения как объекта гражданско-правовых отношений по своей сути влечет прекращение зарегистрированного права собственности на данный объект недвижимого имущества.

Для разрешения данного вопроса, представляется возможным сформулировать следующие требования:

о снятии объекта с кадастрового учета;

о признании недействительной записи о регистрации права собственности на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимость;

о признании права долевой собственности на объект недвижимости.

Применительно к процессу доказывания необходимо отметить, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается ка к на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Таким образом, для разрешения судом данных требований, необходимо представить доказательства, подтверждающие их обоснованность, к примеру: документы-основания для возникновения долевой собственности на объект недвижимости, данные технического плана помещения.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

К вопросу о доказательствах и доказывании;

Средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

«Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) пункт утратил силу с 1 марта 2010 года — Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

3) пункт утратил силу с 1 марта 2010 года — Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

4) пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

5) пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

7) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

8) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;

9) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Положения пункта 9 части 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ, — см. пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ.

4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении. *

8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль