Возможно ли получить сравнительную таблицу бюджетного учреждения и автономного

4

Вопрос

Возможно ли получить сравнительную таблицу бюджетного учреждения и автономного?

Ответ

Сравнительную таблицу бюджетных и автономных учреждений смотрите в справочнике ниже.

Сравнительная таблица составлена на основании Федеральных законов от 03.11.2006 № 174-ФЗ и от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госфинансы».

Справочник: Сравнительные характеристики казенного, бюджетного и автономного учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
Направление деятельности

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1

(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)

К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться:
– управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части войск и воинских формирований;
– учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации;
– учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны России, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
– психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения

(ч. 1 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– в других сферах

(п. 1 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– СМИ;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
– в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

В настоящее время другие сферы деятельности установлены:

(ч. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 5 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ)

Автономные учреждения, которые созданы до 1 января 2011 г. в виде фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций могут продолжать свою деятельность в данной сфере (п. 4 ст. 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ)

В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Органы управления

Структура, компетенция и порядок формирования органов управления бюджетного и казенного учреждений устанавливаются уставами (в соответствии с Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, другими федеральными законами, а также нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и другими актами, указанными в п. 1 ст. 28 Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например:
– руководитель, назначаемый учредителем;
– попечительский совет;
– общее собрание работников и т. д.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Наблюдательный совет, руководитель (который назначен учредителем и одобрен наблюдательным советом), другие органы, предусмотренные федеральным законодательством и уставом учреждения (в частности, общее собрание сотрудников, ученый совет и т. д.)

(ч. 2 ст. 8 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Документы о планах деятельности

Бюджетная смета, по решению учредителя может быть сформировано государственное (муниципальное) задание

(п. 2 ст. 161п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 5Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640)

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание

(п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗподп. «а» п. 19 ст. 6 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание

(п. 7 ч. 13 ст. 2ч. 2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Финансовое обеспечение

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

(п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

В виде субсидий из соответствующего бюджета:
– на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с государственным (муниципальным) заданием2. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году (для достижения целей, ради которых учреждения созданы);
– на другие цели3. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели);
– на капитальные вложения. Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели)

(п. 1 ст. 78.1ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, ч. 17–18 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.153.173.18 ст. 2, ч. 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Финансовое обеспечение содержания имущества, сданного в аренду Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете)

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду:
– особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем);
– недвижимого имущества

(п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем

(ч. 3 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФп. 4 ст. 298 ГК РФписьмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:

1. оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

2. вести приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его уставе.
Но есть ограничения. Чтобы вести такую деятельность, учреждения, созданные после 5 мая 2014 года, должны иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала ООО (т. е. не менее чем 10 000 руб.). А учреждения, которые работают уже давно, должны соблюдать минимальный объем имущества начиная с 1 января 2015 года

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 45 ст. 50, п. 23 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 2 и 13 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, ч. 1 ст. 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ)

Открытие счетов

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством), органе управления государственным внебюджетным фондом РФ;
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством). Зачисленные на такие счета средства от приносящей доход деятельности должны быть перечислены в доход бюджета после конвертации в валюту РФ

(п. 4 ст. 161ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗп. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1п. 2.1 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24нписьмо Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 02-03-09/3686)

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством);
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством)

(ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗп. 3 ст. 3п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России (финансовых органах);
– счета в кредитных организациях (в т. ч. в иностранной валюте для осуществления валютных операций)

(ч. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)

Санкционирование оплаты (лицевой счет открыт в Казначействе России, финансовом органе)

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н. Санкционирование оплаты осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежного обязательства(п. 715 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н)

Для получателей средств регионального и местного бюджетов порядок санкционирования устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета, по государственным (муниципальным) контрактам порядок санкционирования предусматривается законодательством о контрактной системе в сфере закупок (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ)

По расходам за счет субсидий на выполнение государственного муниципального заданиясанкционирование оплаты осуществляется без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств (ч. 15 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

По расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения санкционирование оплаты осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам видов расходов и целям предоставления субсидии (в соответствии с приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н)

Санкционирование оплаты расходов за счет средств ОМС осуществляется после проверки соответствия содержания операции кодам видов расходов, которые указаны в платежных документах

(ч. 16 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗп. 5 Порядка, утвержденногоприказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н)

По расходам за счет субсидий на выполнение государственного муниципального заданиясанкционирование оплаты осуществляется без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств (ч. 3.9 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

По расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения санкционирование оплаты осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам видов расходов и целям предоставления субсидии (в соответствии с приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н)

(ч. 3.10 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Автономное учреждение вправе до поступления целевой субсидии на счет оплатить целевые расходы за счет других источников. А после того как целевая субсидия поступит учреждению, восстановить произведенные расходы

Санкционирование оплаты расходов за счет средств ОМС осуществляется после проверки соответствия содержания операции кодам видов расходов, которые указаны в платежных документах

(ч. 3.11 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Право владения имуществом

Право оперативного управления

(п. 1 ст. 123.21ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 10 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗч. 1 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Распоряжение имуществом

Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника

(п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Без согласия собственника не вправе распоряжаться:
– недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения);
– особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе особо ценным движимым имуществом, которое приобретено после изменения типа учреждения за счет средств от деятельности, приносящей доход. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника)

(п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 1013 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ,письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в другой приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое:
– закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и внесение недвижимого имущества в уставный капитал других организаций в качестве их учредителя (участника)

(п. 2 ст. 298 ГК РФч. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗписьмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в другой приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

Право на совершение крупных сделок7

Не вправе

(п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Вправе с предварительного согласия учредителя. При этом получить согласие нужно независимо от источников финансового обеспечения такой сделки

За крупную сделку, которая не согласована с учредителем, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет)

(п. 13 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗписьмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296)

Вправе с предварительного одобрения наблюдательным советом

За крупную сделку, которая не одобрена наблюдательным советом, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет)

(ч. 13 ст. 15 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Право выступать учредителем (участником) других организаций

Не вправе

(п. 4 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Вправе:
– выступать учредителем некоммерческих организаций и в случаях, установленных законодательством, хозяйственных обществ;
– вступать в ассоциации и союзы

Деньги и другое имущество (за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества) учреждение вправе:
– с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника);
– вносить или другим образом передавать в уставный капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника (в случаях, установленных законодательством)

(п. 4 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Вправе. Но такая деятельность не может быть основной, и субсидии на это учреждению не выделяются

Недвижимое и особо ценное движимое имущество учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других организаций или другим образом передавать это имущество в качестве учредителя (участника)

Исключение составляют объекты культурного наследия народов России, предметов и документов, которые входят в состав Музейного и Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда

(ч. 6 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗписьмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. № 02-01-10/25454)

Предоставление (привлечение) кредитов, займов, сделки с ценными бумагами, депозиты

Не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги

(п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами (если иное не предусмотрено федеральными законами)

(п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Не вправе предоставлять займы (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Подробнее об этом см. Может ли бюджетное учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду)

Предоставление займа (ссуды) целесообразно согласовать с учредителем

А вот средства на банковских депозитах автономные учреждения могут размещать. Причем даже субсидии на выполнение госзадания. Ведь законодательство этого не запрещает. Главное – это не должно повлиять на своевременное выполнение госзадания (письмо Минфина России от 22 октября 2015 г. № 02-01-11/60712)

Ответственность учреждения по своим обязательствам

Отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет ГРБС

(п. 4 ст. 123.22 ГК РФп. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (как закрепленным за учреждением собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, приносящей доход). Исключение составляет:
– особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником (приобретено учреждением за счет выделенных собственником денежных средств);
– недвижимое имущество (независимо от того, как оно поступило в оперативное управление и за счет каких средств приобретено)

(п. 5 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним учредителем (приобретено за счет средств, выделенных учредителем)

(п. 6 ст. 123.22 ГК РФч. 4 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Ответственность собственника (учредителя) по обязательствам учреждения

Несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения (в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения)

(п. 2 ст. 56п. 4 ст. 123.22 ГК РФп. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Не несет ответственности по обязательствам учреждения

Исключение – субсидиарная ответственность по обязательствам по причинению вреда гражданам. Ответственность возникает, если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно

(п. 2 ст. 56, п. 56 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Оплата исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) по обращению взыскания на средства учреждения

В пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете4 ПБС. При недостаточности средств на оплату исполнительного документа должник направляет ГРБС запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств(бюджетных ассигнований, объемов финансирования расходов) для оплаты исполнительного документа. Главный распорядитель в трехмесячный срокобеспечивает выделение средств в соответствии с запросом-требованием.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства бюджета, установлен статьями 242.3–242.6Бюджетного кодекса РФ

В пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете4 учреждения. Учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета производить списание средств для исполнения требований5.

При невозможности взыскания денежных средств с учреждения более трех месяцев в связи с отсутствием на лицевом счете денег, оплата исполнительного документа осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника (в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

По обязательствам учреждения учредитель ответственности не несет. Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения. Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 02-13-11/3990.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства учреждения, установлен частью 20статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, частью 3.19 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

Порядок проведения закупок товаров (работ, услуг)

Проведение закупок в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Подробнее см. Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

Проведение закупок в соответствии сЗаконом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

При этом в части некоторых закупок учреждение вправе руководствоватьсяЗаконом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Подробнее об этом см. Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

Проведение закупок в соответствии сЗаконом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ(если соблюдены обязательные условия). Если условия не выполнены, должны применять Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Подробнее см. Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

Заключение контрактов, договоров

От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования

(п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФп. 8 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

От своего имени

(ч. 2 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 7 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ)

Принципы ведения учета Применяют Единый план счетов и Инструкцию, утвержденные приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н
Учет Бюджетный учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н Бухгалтерский учет в соответствии сИнструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н6 Бухгалтерский учет в соответствии сИнструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н6
Отчетность

Бюджетная отчетность (по формам, утвержденнымприказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

(п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Бухгалтерская отчетность (по формам, утвержденным приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н)6

(ч. 11 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗп. 1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Открытость информации о деятельности учреждения

Обеспечивают открытость и доступность сведений, которые содержатся в следующих документах:
1) учредительные документы (в т. ч. внесенные изменения);
2) свидетельство о государственной регистрации;
3) решение учредителя о создании учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя;
5) положения о филиалах и представительствах;
6) план финансово-хозяйственной деятельности (составляют бюджетные и автономные учреждения);
7) годовая бухгалтерская отчетность (сдают бюджетные и автономные учреждения);
8) сведения о проведенных в отношении учреждений контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества;
11) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета – для автономных учреждений

(п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Подробнее см. В каком порядке государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечить открытость и доступность сведений о своей деятельности

Осуществление контроля

Контроль за деятельностью осуществляется в отношении:

  • федеральных казенных учреждений – учредителем (главным распорядителем бюджетных средств);
  • учреждений субъекта РФ – в порядке, установленном высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ;
  • муниципальных учреждений – в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования

(ч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

ГРБС (РБС), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии со статьей 160.2-1Бюджетного кодекса РФ

Государственный (муниципальный) финансовый контроль проводят:
1) внешний контроль – Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований (в соответствии сост. 268.1 Бюджетного кодекса РФ);
2) внутренний контроль:

  • органы финансового контроля субъектов РФ, местных администраций – в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ;
  • Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) – в соответствии со статьей 269.1 Бюджетного кодекса РФ

(ст. 265 Бюджетного кодекса РФ)

Контроль за деятельностью осуществляется в отношении:

  • федеральных учреждений – учредителем;
  • учреждений субъекта РФ – в порядке, установленном высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ;
  • муниципальных учреждений – в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования

(ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Также являются объектом государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ)

Проведение обязательного аудита

Не требуется

(ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)

Вопросы о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности рассматривает наблюдательный совет учреждения

(п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

ЕСХН

Не вправе применять

(подп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ)

УСН

Не вправе применять

(подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)

Вправе применять

(п. 2–2.1 ст. 346.12 НК РФ)

ЕНВД Вправе применять (п. 2–2.3 ст. 346.26 НК РФ)
Налог на прибыль

Уплачивают (с учетом положений ст. 251 НК РФ)

(ст. 246 НК РФ)

Госпошлина за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»

Не уплачивают

(подп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ)

Уплачивают

(п. 5 ст. 333.34 НК РФ)

Уплачивают

(п. 5 ст. 333.34 НК РФ)

НДС

Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями

(подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ)

Остальные операции облагаются НДС в общем порядке

Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета

(подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ)

Остальные операции облагаются НДС в общем порядке

НДС от сдачи имущества в аренду Не уплачивает

Уплачивают

(подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)

Налог на имущество Уплачивают
Земельный налог Уплачивают
Транспортный налог Уплачивают

1 В виде казенных учреждений не могут быть созданы государственные учреждения субъектов РФ (муниципальные учреждения), участвующие в реализации территориальных программ ОМС (ч. 19 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

2 Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания устанавливаются:

  • Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидии из федерального бюджета учредитель перечисляет бюджетным и автономным учреждениям по графику к соглашению о предоставлении субсидии. Такое соглашение заключается между учредителем и учреждением (если другое не установлено федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ).

По графику учредитель должен перечислять субсидию не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А если услуги учреждения требуют неравномерного финансирования в течение года – 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Если учреждение реорганизуют или ликвидируют, то эти правила на него не распространяются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 44–46 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

3 В каком порядке определить объем и условия для целевых субсидий, устанавливают:

  • Правительство РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  • высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местная администрация – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Целевые субсидии из федерального бюджета выделяют бюджетным и автономным учреждениям в порядке и объеме, которые установлены учредителем по согласованию с Минфином России. Для этого между учреждением и учредителем заключается договор (соглашение) о предоставлении субсидии.

Такой порядок предусмотрен пунктом 32 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г. № 1456.

Из местного бюджета целевые субсидии могут предоставляться для осуществления расходов, носящих непостоянный характер (если их включение в состав нормативных затрат на выполнение муниципального задания может привести к искажению реальной стоимости услуг (работ)). В частности, целевые субсидии предоставляют:

  • на приобретение основных средств (за исключением недвижимости), неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
  • оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда, обучению сотрудников (на курсах повышения квалификации, в области охраны труда и т. д.), ремонту транспортных средств, если проведение таких мероприятий не носит ежегодный характер.

Если эти мероприятия проходят на постоянной основе (в силу специфики деятельности учреждения), расходы на их проведение могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат и включены в расчет субсидий на муниципальное задание.

Такое мнение Минфин России высказал в письме от 18 сентября 2012 г. № 02-03-11/3784.

4 Если счета должнику открыты в Банке России или в кредитной организации, выплаты по исполнительному документу производят в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (п. 13 ст. 242.3п. 12 ст. 242.4п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, п. 12 ч. 20 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗч. 3.19 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

5 По мнению Минфина России, погашение задолженности по исполнительному документу с отдельного лицевого счета 21 и 31 возможно, только если источником финансирования обязательств по исполнительному документу является указанная субсидия. Оплатить исполнительный документ можно даже в том случае, если задолженность напрямую не связана с мероприятиями, на которые была выделена целевая субсидия. Например, такое возможно при оплате санкций, которые предъявлены учреждению в ходе исполнения контракта в рамках целевого финансирования. Причем для этого не нужно представлять в Казначейство России (финансовый орган) документ, который подтверждает возникновение денежного обязательства. Об этом сказано в письмах Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 02-03-06/1118от 7 ноября 2014 г. № 02-04-11/56190.

6 В части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет (в соответствии с Инструкции № 162н), а также составлять и представлять бюджетную отчетность.

7 Размер крупной сделки определяйте по данным Баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов берите из строки 410 «БАЛАНС» графы 10 «Итого», куда входят показатели:

  • стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов);
  • финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, с подотчетниками, по ущербу и иным доходам, расчеты с учредителем).

Остаточная стоимость особо ценного имущества в балансовую стоимость активов для расчета размера крупной сделки не входит. Ведь учреждение не вправе распоряжаться им самостоятельно.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17076».

17.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.