ООО владеет на праве собственности земельным участком площадью 93291 кв.м в черте города.

102

Вопрос

ООО владеет на праве собственности земельным участком площадью 93291 кв.м в черте города. Вид разрешенного использования данного участка – земли совхозов. Согласно кадастровому паспорту от 02.05.2012г. кадастровая стоимость такого участка равна 137137,77 руб. (1,47 руб. за 1 кв.м). Результат государственной оценки земли (в размере 137137,77) руб. утвержден Постановлением Кабмина РТ 28.12.2010г. Указанный земельный участок полностью свободен В Декабре 2012г. в целях улучшения потребительской привлекательности земельного участка ООО обратилось в Кадастровую палату с заявлением на изменение вида разрешенного использования на: производственные и промышленные предприятия V класса опасности; склады; административные офисы. Однако сами объекты капитального строительства не построены. Указанный земельный участок не имеет строений. Вид разрешенного использования изменен.11.01.2013г. ООО получило кадастровый паспорт на указанный земельный участок, где кадастровая стоимость объекта составила 886979109,06 руб. (9507,66 руб за 1 кв.м). Постановление Кабмина РТ, которым была бы утверждена такая стоимость, отсутствует. Правомерно ли Кадастровая палата оценила участок? Вправе ли применять кадастровую стоимость земельного участка без наличия утверждённого постановления? Какие действия возможно предпринять ООО для снижения кадастровой стоимости участка до разумных значений? Правомерно ли применение кадастровой стоимости к земельному участку без объектов капитального строительства?

Ответ

1. В силу Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее — Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

 

Приказом Минэкономразвития России от 15.02. 2007г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28.06. 2007 г. № 215 — Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо в случае наличия каких-либо расхождений между утвержденными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства РФ следует, что внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр до утверждения сведений соответствующим исполнительным органом субъекта РФ противоречит нормам законодательства.

2. В соответствии с Письмом Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75 «Об уплате земельного налога налогоплательщиками при отсутствии кадастровой стоимости земельных участков» если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

3. Согласно п.12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

При рассмотрении подобных споров суды, как показывает практика, назначают соответствующую экспертизу с целью выяснения правильности применения при расчете вида разрешенного использования и иных показателей.

Далее приводим примеры из судебной практики.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 08.04.2000 № 316

«9. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

11. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

12. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке*».

2. ПРИКАЗ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 28.06.2007 № 215

11.1. Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

11.2. Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.*

Данная проверка осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.

11.3. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает одно из следующих решений, которое оформляется протоколом проверки (приложение № 10 к настоящему Регламенту):

о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение;

о несоответствии полностью или частично результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.

К протоколу проверки, содержащему решение, указанное в абзаце третьем настоящего подпункта Регламента, прикладывается перечень несоответствий, выявленных в результате проверки".

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10.10. 2012 г. № 32-АПГ12-23

 

«постановлением правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» (в редакции постановления правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года № 343-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.

Согласно приложению № 1 к названному постановлению утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в размере 2 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:45:04 02 09 в сумме <...> рубля за квадратный метр.

Бичурина Зайтюна Тагировна, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, общей площадью <...> кв. м, находящегося в указанном выше кадастровом квартале, обратилась в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания названного выше постановления правительства Саратовской области в части утверждения в приложении № 1 к этому постановлению среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в размере 2 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:45:04 02 09 в сумме <...> рубля за квадратный метр, считая, что данный удельный показатель утвержден произвольно, не является экономически обоснованным, нарушает ее права и интересы как собственника земельного участка на уплату законно установленного размера налога на недвижимость.

По мнению Бичуриной З.Т., такое правовое регулирование противоречит пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», расчеты проведены с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39, и требований Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Представитель правительства Саратовской области Халезин В.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Саратовского областного суда от 21 июня 2012 года заявление Бичуриной З.Т. удовлетворено, оспариваемое ею положение признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в силу.

Правительство Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права, постановить новое решение об отказе Бичуриной З.Т. в удовлетворении заявленных ею требований.

Бичурина З.Т. в поданной ею апелляционной жалобе, соглашаясь с решением по существу, просит его изменить, признать оспариваемое положение недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам не усматривает поводов для отмены решения.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункты «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункты 10, 11).

Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее — Методические указания), приказом от 28 июня 2007 года № 215 — Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее — Административный регламент).

Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель не является произвольным, напротив, предполагает выполнение ряда обязательных к исполнению административных процедур, в том числе: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, содержащего сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее — значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Судом установлено, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года, составленном по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земли в разрезе 2 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:45:04 02 09, в который входит земельный участок <...>, указан в сумме <...> руб./кв. м (том 2 л.д. 2). Именно этот средний удельный показатель был согласован с Управлением Роснедвижимости по Саратовской области, проверен на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и представлен в правительство Саратовской области на утверждение.

Между тем правительство Саратовской области утвердило удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале номер 64:45:04 02 09, находящегося в собственности заявителя, в сумме <...> руб./кв. м.

При этом правительство Саратовской области доказательств, послуживших основанием утверждения этого удельного показателя, в суд не представило, в судебном заседании отсутствие документального обоснования этого удельного показателя представителем правительства Саратовской области не отрицалось.

Очевидно, что при таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо счел удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности заявителя, в кадастровом квартале номер 64:45:04 02 09 в сумме <...> руб./кв. м незаконным и экономически необоснованным.*

Бичурина З.Т. в апелляционной жалобе настаивает на признании оспариваемого положения с недействующим момента его издания. Судебная коллегия эти доводы отклоняет.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение приложения 1 к постановлению правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» должно быть признано недействующим, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного периода времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности граждан и организаций. В силу этого имеются основания к признанию его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу, а не как того просит заявитель — с момента издания данного постановления. Вывод суда в полной мере согласуется с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части».

Других доводов, влекущих отмену судебного решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционных жалобах не приводится.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Саратовского областного суда от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы правительства Саратовской области и Бичуриной З.Т. — без удовлетворения".

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗСО от 01.02.2011 № А27-18787/2009



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.