Издание альбома

12

Вопрос

Союз художников России просит у федерального музея разрешения, на фотосъемку из фондов коллекции музея произведений авторов для подготовки к изданию альбома о художниках времен войны. С точки зрения авторских прав, какие здесь могут быть варианты взаимоотношений? Какая существует практика в этих случаях? Обязан ли Союз художников выплачивать вознаграждение музею при каждой публикации альбома?

Ответ

В данном случае Союзу художников необходимо заключить с музеем лицензионный договор, в соответствии с которым установить размер вознаграждения за использование музейных предметов в виде публикации альбома.

По лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ).

От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры (ст. 4 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 54-ФЗ публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев (ст. 36 Закона № 54-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как получить право использования произведения по лицензионному договору

«Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся издательской, рекламной и т. п. деятельностью, зачастую сталкиваются с необходимостью использовать в процессе своей работы произведения науки, литературы, искусства. Цели такого использования могут быть самыми разными: разместить на интернет-сайте фотографию или стихотворение, реализовать диски с записью видеофильма, исполнить музыкальную композицию на публичном мероприятии и т. д.

Лицензионный договор – один из двух основных способов получить право использования произведения, исключительное право на которое принадлежит другому лицу – правообладателю.* При этом в отличие от второго способа (заключение договора об отчуждении исключительного права) организация (лицензиат) приобретает не исключительное право на произведение в полном объеме, а только право использовать его в установленных договором пределах. При этом контрагент (лицензиар) сохраняет исключительное право за собой.

При заключении лицензионного договора в отношении произведения необходимо:

См. образцы лицензионных договоров в отношении:

Внимание! Выводы, приведенные в настоящей рекомендации, не распространяются на лицензионные договоры, заключенные в отношении программы для ЭВМ или базы данных

По закону программы для ЭВМ и базы данных считаются объектами авторского права и охраняются как литературные произведения (абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Порядок заключения лицензионного договора о предоставлении права использования программы (базы данных) действительно во многом схож с правилами, которыми нужно руководствоваться при заключении лицензионного договора в отношении произведения.

Однако все же при предоставлении права использования программы (базы данных) есть важные особенности, не свойственные другим лицензионным договорам (упрощенный порядок заключения,специфика предмета и т. д.).

О том, как заключить лицензионный договор в отношении компьютерной программы или базы данных, см. отдельные рекомендации:

Проверка лицензиара

Лицензиату важно минимизировать риски, которые могут возникнуть при заключении лицензионного договора.

Для этого нужно совершить ряд юридически значимых подготовительных действий.

Во-первых, имеет смысл проверить предполагаемого лицензиара при помощи внешних источников информации (в частности, для того чтобы уменьшить риск неплатежеспособности).

Во-вторых, надо запросить у лицензиара ряд документов, необходимых для минимизации юридических рисков. Особое внимание стоит уделить документам, подтверждающим полномочия лица, которое будет подписывать договор. Дело в том, что зачастую в творческой среде лицензионный договор подписывают лица, не являющиеся единоличным исполнительным органом организации: главные редакторы, исполнительные директоры, исполнительные продюсеры и т. д. В этих случаях лицензиату нужно проверить:

Если в роли лицензиара выступает индивидуальный предприниматель, перечень запрашиваемых документов будет иным.

Проверка наличия исключительного права у лицензиара

Перед тем как заключить лицензионный договор, стоит убедиться в том, что лицензиар действительно обладает исключительным правом на произведение. Также целесообразно удостовериться, что отсутствуют иные лица, считающиеся обладателями исключительного права на этот же результат интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1229 ГК РФ).

Если этого не сделать, впоследствии могут возникнуть споры с третьими лицами (правообладателями), без разрешения которых лицензиат был не вправе использовать произведение.

Чтобы обезопасить себя от таких споров, необходимо запросить у лицензиара правоустанавливающие документы (их копии), то есть документы, на основании которых лицензиар стал обладателем исключительного права на произведение.

Как правило, в качестве правоустанавливающего документа выступает договор об отчуждении исключительного права, по которому предполагаемый лицензиар приобрел исключительное право у первоначального правообладателя (автора).

Совет

Если исключительное право несколько раз переходило от одного правообладателя к другому, имеет смысл запросить цепочку всех договоров, заключенных в отношении произведения. В противном случае возрастет не только риск споров с третьими лицами (настоящими правообладателями), но и риск того, что сам лицензиат не сможет защитить полученные от лицензиара права, если их нарушат другие лица (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2010 г. № Ф09-2406/10-С6 по делу № А60-28720/2009-С7).

Если цепочка правоустанавливающих документов свидетельствует о том, что изначально правообладателем было иностранное лицо, допустимо запросить у лицензиара так называемый аффидевит. Под этим понятием суды, как правило, подразумевают официальное свидетельство, заверенное нотариусом иностранного государства или иным уполномоченным лицом (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2012 г. № 15АП-4726/2012 по делу № А32-34329/2011), либо «заключение профессионалов определенного государства в области иностранного правопорядка, в котором раскрывается содержание норм иностранного права» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 мая 2013 г. по делу № А56-70903/2010).

В случае спора суд, скорее всего, посчитает такое свидетельство (заключение) правоустанавливающим документом, что будет отвечать интересам лицензиата (определение ВАС РФ от 1 октября 2010 г. № ВАС-12723/10, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А53-4547/2011Седьмого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2013 г. по делу № А03-7115/2012).

При анализе представленного договора об отчуждении исключительного права имеет смысл особое внимание обратить на положения о том, с какого момента к предполагаемому лицензиару переходит исключительное право.

Обоснование

Во-первых, договор об отчуждении исключительного права может предусматривать, что такое право переходит к приобретателю (предполагаемому лицензиару) через определенный промежуток времени с момента заключения договора (например, через неделю, месяц и т. д.). Если такой срок еще не наступил, приобретатель не считается обладателем исключительного права на произведение.

Во-вторых, договор может устанавливать, что исключительное право переходит к приобретателю на основании акта приема-передачи, который имеет правопорождающее (а не правоподтвреждающее) значение.

Лицензиату нужно запросить такой акт у предполагаемого лицензиара и проверить дату подписания документа, а также наличие на нем подписей обеих сторон договора об отчуждении исключительного права.

Если выяснится, что акт приема-передачи отсутствует, лицензиату стоит воздержаться от оформления отношений с предполагаемым лицензиаром. Ведь формально такой лицензиар не считается обладателем исключительного права на произведение.

Возможен иной вариант поведения: настоять на том, чтобы лицензиар и его контрагент по договору об отчуждении исключительного права все-таки составили и подписали акт приема-передачи, на основании которого исключительное право на произведение перейдет к лицензиару.

В качестве правоустанавливающего документа вместо договора об отчуждении исключительного права может выступать:

  • трудовой договор с работником организации-лицензиара;

Обоснование

Если произведение создал работник организации-лицензиара при выполнении своих трудовых обязанностей, произведение считается служебным (п. 1 ст. 1295 ГК РФ).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит организации (работодателю), кроме ситуации, когда трудовой или гражданско-правовой договор между работодателем и работником (автором) предусматривает иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Другими словами, организация считается правообладателем, если договор с работником:

  • либо не содержит положений о переходе исключительного права на произведение, созданное работником при исполнении своих трудовых обязанностей;
  • либо прямо предусматривает, что обладателем исключительного права на такое произведение считается работодатель.

В то же время нужно учитывать следующее правило: если работодатель в течение трех лет со дня, когда он получил произведение в свое распоряжение, не начнет его использовать, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право будет принадлежать автору (абз. 2 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Если же трудовой или иной договор между работником и работодателем прямо предусматривает, что обладатель исключительного права – работник, то организации, намеренной выступить в роли лицензиара, нужно сначала заключить с работником (правообладателем) договор об отчуждении исключительного права, а уже затем подписать лицензионный договор с лицензиатом.

Возможен иной вариант: работодатель может заключить с работником (лицензиаром) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, а затем предоставить это право другому лицу (сублицензиату) по сублицензионному договору (ст. 1238 ГК РФ). Однако в данном случае организация будет выступать в роли так называемого сублицензиара, а не полноценного лицензиара, обладающего исключительным правом. Это может существенно ограничить права и интересы лица, которое было намерено получить право использования произведения по лицензионному договору.

Обоснование

Такой договор может предусматривать, что заказчик получает (п. 2 ст. 1288 ГК РФ):

  • либо исключительное право на созданное произведение;
  • либо право использования этого произведения в установленных пределах.

Если договор авторского заказа предусматривает лишь предоставление права использования, то заказчику, намеренному выступить в роли лицензиара, нужно сначала заключить с автором (правообладателем) договор об отчуждении исключительного права, а уже затем подписать лицензионный договор с лицензиатом.

Возможен иной вариант: предоставить право использования произведения другому лицу (сублицензиату) по сублицензионному договору (ст. 12381286п. 4 ст. 1288 ГК РФ). Однако в данном случае заказчик будет выступать в роли так называемого сублицензиара, а не полноценного лицензиара, обладающего исключительным правом. Это может существенно ограничить права и интересы лица, которое было намерено получить право использования произведения по лицензионному договору.

  • иной документ (например, свидетельство о праве на наследство – ст. 1241 ГК РФ).

Форма договора

Лицензионный договор в отношении произведения необходимо заключить в письменной форме. Если этого не сделать, договор будет считаться недействительным (п. 2 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензиат получает право использования произведения по открытой лицензии. Считается ли, что лицензионный договор заключен в письменной форме

Исключение составляет лишь договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (п. 2 ст. 1286 ГК РФ). На практике в роли лицензиара по такому договору чаще всего выступает физическое лицо. Этот договор можно заключить в устной форме с учетом следующего:

  • лицензиар предоставит право использовать произведение в четко ограниченных пределах – только в периодическом печатном издании (газете, журнале и т. д.);
  • стороны должны согласовать все существенные условия лицензионного договора;
  • предмет договора – любое произведение, которое можно использовать в периодическом печатном издании (как правило, литературное произведение). При этом Гражданский кодекс РФ не содержит ограничений по виду таких произведений.

Однако даже если есть все основания оформить отношения в устной форме, ее лучше не использовать. Целесообразнее заключить договор в письменной форме. Это поможет защитить интересы лицензиата при возникновении спора.

В противном случае (т. е. если стороны выберут устную форму) лицензиату может оказаться весьма затруднительно доказать сам факт того, что договор был заключен. Впрочем, шанс на это все же есть. К примеру, при рассмотрении одного из споров о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав арбитражный суд установил, что стороны заключили лицензионный договор в устной форме, в порядке преюдиции: сослался на решение суда общей юрисдикции (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 г. по делу № А43-23705/2012). Вместе с тем, лучше в максимальной степени обезопасить себя от ненужных судебных разбирательств, заключив договор в письменной форме. Если все-таки по каким-либо причинам стороны решат выбрать устную форму, лицензиату имеет смысл заблаговременно позаботиться о фиксации фактически достигнутых договоренностей (в частности, при помощи электронной переписки, свидетелей, аудио- и видеофиксации и т. д.)».

08.08.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.