Медицинский осмотр

28

Вопрос

Нет ли каких исключений для водителей, которые работают в полевых условиях и в длительных командировках?

Ответ

Медосмотр необходимо проводить перед направлением в командировку.

Статьей 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, юридические лица обязаны организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Соответственно, работодатель должен провести только предрейсовый (перед командировкой) и послерейсовый (по возвращении из командировки) медицинские осмотры водителя, вне зависимости от того, сколько дней будет длится его командировка. Такие выводы подтверждаются судебной практикой (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 05.10.2012 № 46-АД12-18, Постановление Самарского областного суда от 29.04.2013 № а-230/2013, Постановление 15 ААС от 16.09.2013 № 15АП-12662/2013 и т. д.).

Исходя из ст. 168.1 ТК РФ и п. 2 Постановления Минтруда РФ от 15.07.1994 № 56 работа в полевых условиях – это особый режим работы. Понятие полевых условий отличается от понятие командировки тем, что в первом случае – это режим работы, а во втором – временное направление для работы вне места постоянной работы. Исходя из этого, при работе в полевых условиях необходимо проводить медосмотры.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

1. Рекомендация: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

«Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов*. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Об этом говорится в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в пункте 2 статьи 1, пункте 6 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и абзаце 5 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н)».

2. Статья: Медицинские осмотры

«Наша организация предоставляет автомобили с водителями для выполнения работ на нефтяных месторождениях заказчика в районах Крайнего Севера (примерно в 200 км от Иркутска). Продолжительность смен составляет от 6 до 18 месяцев.
По правилам перед выпуском автомобиля на линию его должен проверить механик, а водителям следует пройти предрейсовый и послерейсовый медосмотры.
Как нам организовать проведение медосмотров на месторождении, где нет медработника? И как производить выпуск машин на линию без механика?
Специалист по охране труда, г. Октябрьский

Согласно Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7; далее — Правила) работодатель обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (пп. 28 и 29 Правил).

Таким образом, нельзя производить выпуск автомобиля на линию без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства механиком.

Делая соответствующую отметку в путевом листе на один месяц, механик тем самым подтверждает, что техническое состояние автомобиля позволяет его эксплуатацию в течение месяца.

Вы пишите, что срок командировки водителей составляет от 6 до 18 месяцев.

В вашем случае необходимо:

  • либо ежемесячно оформлять путевые листы1 и новые приказы о командировке водителей на месяц (соответственно ежемесячно проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств);
  • либо заключать соответствующие договоры с механиком и медработником из вашего региона и направлять их в командировку на установленный срок вместе с водителями;
  • либо заключать соответствующие договоры с механиком и медработником из Иркутска на оказание услуг по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в течение установленного вами срока (от 6 до 18 месяцев)*».

3. Ситуация: Как оформить поездки водителей-дальнобойщиков - как командировки или как разъездную работу. Коммерческая организация занимается грузовыми перевозками

«Ответ на этот вопрос зависит от того, носят поездки водителей-дальнобойщиков постоянный или временный характер.

Командировкой признается разовая поездка сотрудника по распоряжению руководителя на определенный срок, в которой он выполняет служебное поручение вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Разъездной характер носят работы, при которых:

  • у сотрудника нет неподвижного рабочего места;
  • большая часть рабочего времени проходит в поездках (перемещениях).

К работам с разъездным характером относятся работы, которые:

  • происходят в пути;
  • предполагают постоянные разъезды;
  • выполняются в полевых условиях.

Это следует из положений статьи 168.1 Трудового кодекса РФ.

Служебные поездки сотрудников, работа которых носит разъездной характер, нельзя относить к командировкам* (ст. 166 ТК РФп. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749). При этом оговорка о разъездном характере работы является обязательным условием трудового договора с сотрудником (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Соответственно, основное отличие разъездной работы от командировок состоит в том, что разъездная работа непосредственно входит в составную часть трудовой функции сотрудника.

Действующее трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих руководителю организации оформлять рейсы водителей-дальнобойщиков в виде командировок, но также в нем нет и регламентированного перечня категорий сотрудников, чья работа носит разъездной характер. Поэтому, если водители постоянно находятся в рейсах, то такие поездки можно оформить как разъездную работу (если отсутствует такая оговорка, в трудовые договоры с сотрудниками нужно внести изменения – ст. 74 ТК РФ). В этом случае оформлять поездки сотрудников как командировки нельзя. Если поездки водителей в другие города или страны носят разовый характер, то оформите их как командировки*.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2005 г. № 03-05-01-04/168, а также арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 октября 2009 г. № КА-А41/10098-09Поволжского округа от 9 апреля 2008 г. № А57-11527/06)».

02.08.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.