Единственным акционером ЗАО было принято решение провести реорганизацию

35

Вопрос

Единственным акционером ЗАО было принято решение провести реорганизацию в форме преобразование в ООО, обязательно ли определять цену выкупа акций? Согласно п.4 ст. 57 ГК РФ документы для регистрации разрешено подать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (не ранее 3х месяцев), предусмотрен ли максимальный срок подачи документов в налоговую инспекцию?

Ответ

Нет, определять цену акций не требуется. Нет, максимальный срок подачи документов не предусмотрен.

Определение цены выкупа акций относится к процедуре созыва и проведения общего собрания акционеров (ст.75 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

При этом в соответствии с п.3 ст.47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ в том случае, когда все акции АО принадлежат одному акционеру, порядок созыва и проведения ОСА не соблюдается.

П.4 ст.57 ГК РФ устанавливает только минимальный срок для подачи в налоговый орган документов на регистрацию реорганизации (см.рекомендацию ниже).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию АО.

«Как зарегистрировать реорганизацию АО в форме преобразования

Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган. Адрес регистрирующего органа определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

В роли заявителя выступает генеральный директор реорганизуемого общества или иное лицо, которое вправе действовать от имени этого общества без доверенности (п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 2 Административного регламента).

Для регистрации создаваемого юридического лица в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, п. 204146.1 Административного регламента):

1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001*, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации АО в форме преобразования

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации реорганизации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Законом № 107-ФЗ.

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации создаваемого юридического лица не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламентаабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов).

2. Устав создаваемого юридического лица в двух экземплярах* (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).

3. Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию создаваемого юридического лица в размере 4 тыс. руб*. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФабз. 2 п. 53 Административного регламента). В качестве такого документа выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате пошлины в безналичной форме – абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ), либо выдаваемая банком квитанция (при оплате наличными – абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины» или «Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (абз. 4 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию создаваемого юридического лица оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется (абз. 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России (абз. 3 п. 46.1 Административного регламента).

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений (например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не зарегистрировался в системе либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации реорганизации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений о застрахованных лицах*.

Обязательно ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Реорганизуемое АО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 9абз. 2 п. 3 ст. 11Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; далее – Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку (иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрациип. 41 Административного регламента).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае (т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

  • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат правила представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации реорганизации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя от ненужных споров.

5. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента* (в случае если реорганизуемое АО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию). В качестве данного документа может выступать копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации (утверждении биржей) и указанием на то, что такие изменения вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций. Эту копию АО должно заверить либо самостоятельно, либо у нотариуса (п. 2.12.2 Требований № 13-56/пз-н).

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при преобразовании было необходимо отразить в передаточном акте. Передаточный акт требовалось представить в инспекцию вместе с другими обязательными документами.

Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 5 ст. 58 ГК РФподп. «г» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это объясняется тем, что при преобразовании АО не возникает неопределенности относительно того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят к конкретному лицу – создаваемой организации). В отношении третьих лиц (кредиторов) эти права и обязанности не изменяются.

Несмотря на то что Закон о государственной регистрации по-прежнему относит к числу представляемых документов передаточный акт, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такой акт в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон о государственной регистрации теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Вместе с тем, на практике в первое время после 1 сентября 2014 года налоговые инспекции порой по-прежнему указывали на обязанность представлять передаточный акт. Одним из распространенных доводов выступала пошаговая инструкция по реорганизации, размещенная на официальном сайте ФНС России. В ней вплоть до весны 2015 года содержалась информация о том, что при преобразовании в инспекцию необходимо подавать передаточный акт. Лишь в апреле 2015 года в инструкции конкретизировали, что передаточный акт необходим только при реорганизации в форме разделения и выделения. Во многом благодаря этому больше не возникает вопросов о том, нужно ли при преобразовании представлять передаточный акт.

Необходимо ли при регистрации реорганизации АО в форме преобразования представлять в налоговую инспекцию доказательства уведомления кредиторов о реорганизации

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам при регистрации реорганизации АО в форме преобразования в инспекцию требовалось представить доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Сейчас при преобразовании АО уведомлять кредиторов о реорганизации не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Несмотря на то что Закон об АО по-прежнему относит к числу представляемых документов доказательства уведомления кредиторов, при преобразовании АО, проводимом после 1 сентября 2014 года, такие доказательства в инспекцию можно не подавать.

Дело в том, что Закон об АО теперь применяется постольку, поскольку он не противоречит новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона № 99-ФЗ.

Внимание! Если документы, представленные при регистрации реорганизации АО в форме преобразования, будут содержать заведомо недостоверные данные о преобразовании, суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации)».

08.07.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.