В центре города имеется здание с магазинами, семейным кафе в цокольном этаже

13

Вопрос

В центре города имеется здание с магазинами, семейным кафе в цокольном этаже. Рядом детская площадка. Рядом с детской площадкой, напротив магазина имеется земельный участок. В соответствии с решением рабочей комиссии по выбору и отводу земельных участков согласно протокола, информационного сообщения в местной газете, постановлением администрации города "О предварительном согласовании места размещения магазина данный земельный участок предоставлен в аренду под магазин. Если на указанном месте будет построен хотя бы ларек (не капитальная постройка) будет полностью перекрыт вид на фасад магазина цокольного этажа (оригинальный дизайн с подсветкой будет закрыт ларьком - киоском щитовым), рядом детская площадка. Какие могут быть основания к запрещению возведения временного киоска?

Ответ

Явных оснований к запрету возведения киоска не усматривается. Между тем, одним из оснований к запрету возведения киоска, может являться отсутствие данного киоска в схеме размещения нестационарных торгов объектов.

Дело в том, что согласно п.1 ст.39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Таким образом, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно схема размещения таких объектов. Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утверждены постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772.

При этом вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к предмету регулирования ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Таким образом, если размещение киоска не предусмотрено в утвержденной схеме размещения нестационарных объектов, установку киоска можно оспорить.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ИНФОРМАЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 24.04.2015


3.

Статьей 39.36 Кодекса урегулирован вопрос использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно данной статье размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, указанной в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).В соответствии со статьей 10 Федеральногозакона от 28.12.2009 № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Таким образом, объекты, существовавшие до утверждения соответствующей схемы на территории муниципального образования, не требуют обязательного включения их в схему, соответственно, нормы пункта 1 статьи 39.36 Кодекса для таких объектов неприменимы.

Кроме того, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ в отличие от Федерального закона"О рекламе" (согласно которому присоединение рекламной конструкции к объекту недвижимости осуществляется в соответствии с договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) не содержит правового механизма, регулирующего правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов на объектах недвижимости.

С учетом вышеизложенного требуются дополнительные разъяснения в части правомерности заключения договоров аренды земельных участков (либо предоставления земельных участков на ином виде права) для целей размещения нестационарных торговых объектов.

Если размещение нестационарных торговых объектов, по мнению законодателя, возможно без предоставления земельных участков, просим указать на наличие соответствующего механизма, его правовое обоснование, в частности, необходимо ли в таком случае проведение торгов, каким образом определяется размер платы. Помимо нестационарных торговых объектов на территории городского округа имеется значительное количество нестационарных объектов потребительского рынка иного профиля деятельности - объектов, предназначенных для оказания услуг населению, объектов общественного питания. Следует обратить внимание на конструктивную схожесть таких объектов с торговыми объектами. Вместе с тем их эксплуатация не является предметом регулирования Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ и, соответственно, данные объекты не подлежат включению в схему размещения нестационарных торговых объектов. Предлагаем рассмотреть вопрос о создании единого механизма размещения всех нестационарных объектов потребительского рынка, не ограничиваясь при этом только торговыми объектами.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Таким образом, основанием для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно схема размещения таких объектов. Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектовутверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010года № 772.В этой связи вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к предмету регулирования Федерального законаот 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Одновременно обращаем внимание, что порядок размещения нестационарных торговых объектов предлагается установить проектом Федерального закона № 351695-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона№ 381-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности относятся в том числе полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.*

На основании вышеизложенного до принятия соответствующего федерального закона порядок размещения нестационарных торговых объектов может быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе могут быть урегулированы переходные положения в отношении нестационарных торговых объектов, размещенных до утверждения соответствующих схем, однако только в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.Вопросы, связанные по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, находятся в компетенции Минпромторга России (постановление Правительства Российской Федерации от 5июня

05.07.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.