ИП Макаров ЕП приобрел сэндвич панели для строительства гаражей

253

Вопрос

ИП Макаров ЕП приобрел сэндвич панели для строительства гаражей. Товар оказался некачественным, имеются отслоенность утеплителей. Так как, недостатки являются существенными ИП Макаров ЕП решил полностью отказаться от товара и обратился к поставщику с требованием вернуть деньги на сумму 2 млн.руб. 16 сентября 2013 Поставщиком отгружен товар сэндвич панели на сумму 2 млн.рублей. 1. Договор с поставщиком не заключен. 2. Товарные накладные, счета-фактуры поставщик не предоставил. 3. Товар находится на складе ИП Макарова ЕП (покупатель) на сумму 2 млн.рублей. 4. Товар ИП Макаровым ЕП оплачен частично на сумму 1,6 млн.рублей. 4. поставщику направлено уведомление о вызове представителя поставщика для составления акта приемки качества товара. 5. подготовлено уведомление об отказе от товара. Кроме того, около 15% процентов товара, использованы ИП МАкаровым для покрытия стен гаража. Как быть в этом случае с использованным, но некачественным товаром. По вине поставщика приостановлено строительство объекта, и следовательно придется заморозить ввод объекта до следующего года. Когда как в этом году планировался полный ввод объекта в эксплуатацию. На изготовление новых сэндвич панелей необходимо время, а у нас в Якутии в октябре уже минусовая температура -26, -30 гр., следовательно затягиваются и все остальные отделочные работы. Как грамотно действовать при отсутствии договора с поставщиком и частичном использовании его товара и приостановлении строительства по вине поставщика?».

Ответ

По смыслу статей 161, 162 и 434 Гражданского кодекса РФ несоблюдение простой письменной формы договора не влечет его признания недействительным или незаключенным. Чтобы подтвердить наличие между сторонами договора и его условий, необходимо привести письменные и другие доказательства. Вам рекомендуется принять меры по истребованию у продавца счет-фактур, товарно-транспортных накладных, которые имеют юридическую силу надлежащих письменных доказательств (ст. 64 и 75 АПК РФ) — ими определены участники сделки (продавец и покупатель), наименование и количество товара, а также его цена. Последующую переписку сторон можно использовать, чтобы подтвердить, факт передачи товара ненадлежащего качества в собственность покупателя. Платежное поручение, свидетельствующее об оплате товара, также подтверждает факт заключения договора.

 

Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике, передача товаров в собственность без заключения письменного договора по накладным и различным актам квалифицируется как разовая сделка купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Таким-образом, наличие письменных документов (акты, накладные, счета-фактуры, претензии) повышают шансы доказать в суде наличие договорных отношений между сторонами.

Чтобы предъявить поставщику претензии, покупатель должен представить доказательства, что товар действительно имеет недостатки (ст. 65 АПК РФ).

Для этого их нужно должным образом зафиксировать. От того, являются ли они явными или скрытыми, зависит время, место и способ фиксации.

Покупатель сможет заявить претензии по явным недостаткам, только если обнаружит и зафиксирует их в ходеосмотра и проверки товара. Иначе суд может прийти к выводу, что дефекты товара возникли в ходе его эксплуатации покупателем или иными лицами уже после приемки от продавца. В таком случае в иске к поставщику будет отказано (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу № А56-32117/2009, ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09-5308/11 по делу № А60-3324/2011).

Чтобы зафиксировать явные недостатки, нужно:

  • сделать отметки о недостатках в накладных на товар (если недостатки обнаружены непосредственно при передаче товара);
  • составить акт о выявленных недостатках.

В случае если представитель продавца будет уклоняться от составления акта приемки товара, покупателю необходимо составить акт самостоятельно и направить его копию поставщику. Также можно к приемке товара и подписанию акта о недостатках привлечь эксперта-оценщика.

В случае, если выявленные в товаре недостатки могут быть кваллифицированы как скрытые Покупатель сможет предъявить претензии по скрытым недостаткам, если те будут выявлены и зафиксированы в следующие сроки:

  • в течение срока годности товара (п. 4 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии);
  • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если на товар не установлены срок годности и гарантийный срок, или гарантийный срок составляет менее двух лет (п. 2 и 5 ст. 477 ГК РФ, см. примерную форму претензии).

Соблюдать претензионный порядок необязательно, если соглашение о нем не было достигнуто сторонами. За защитой своих интересов покупатель может сразу обратиться с иском в арбитражный суд. Однако направление претензии может не только привести к урегулированию спора в досудебном порядке, но и помочь подготовить правовую позицию покупателя для суда.

В претензии нужно обязательно указать обнаруженные недостатки и требования покупателя. Также необходимо приложить документы, которые подтверждают изложенные в претензии доводы. В частности, если в местонахождении покупателя проводилась экспертиза, то необходимо приложить и заключение экспертов.

В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Кодекса.

В силу указанной правовой нормы под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Для взыскания убытков по данной статье Кодекса истец в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору, а также причинно-следственную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и образовавшимися у кредитора убытками.

В рассматриваемом случае, в случае предоставления доказательств (желательно экспертных заключений) причинения убытков, вызванных приостановлением строительства, с учетом температурных особенностей региона, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, суд может удовлетворить требование о взыскании убытков.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Какие требования можно предъявить поставщику при получении товара ненадлежащего качества;

Приемка товара: рекомендации для поставщика;

Приемка товара: рекомендации для покупателя; Уведомление о недостатках поставленных товаров (принято решение об отказе от товара);

Уведомление о проведении экспертизы качества товаров;

Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора поставки в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества;

Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора поставки в связи с существенным нарушением требований к качеству товара;

Уведомление об отказе от оплаты товаров ненадлежащего качества;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

  • Какие требования можно предъявить поставщику при получении товара ненадлежащего качества;

"В каком порядке предъявить претензию

Как уже было указано выше, при обнаружении недостатков (вне зависимости от того, являются они явными или скрытыми) покупатель обязан уведомить поставщика. Если последний не воспользуется своим правом на замену товара (п. 1 ст. 518 ГК РФ), то необходимо предъявить ему требование, которое покупатель посчитает для себя приемлемым.

Закон не ограничивает срок на предъявление такого требования во внесудебном порядке. Но при этом нужно помнить о том, что срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) и не может быть изменен соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). Если покупатель направит претензию близко к концу такого срока, есть риск, что поставщик будет затягивать ответ, чтобы дождаться, когда истечет срок исковой давности. И тогда суд может отказать покупателю в удовлетворении иска.

Кроме того, некоторые суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 477 Гражданского кодекса РФ, указывают, что договор поставки может содержать особое условие о сроке предъявления требований, связанных с недостатками товара (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. по делу № А56-8292/2005). Причем этот срок нужно отличать от указанных выше сроков обнаружения недостатков, установленных в статье 477Гражданского кодекса РФ.

Иными словами, надо различать:

  • сроки обнаружения недостатков (они установлены в ст. 477 ГК РФ);
  • сроки предъявления требований во внесудебном порядке (они не установлены в ГК РФ, но могут быть установлены в договоре);
  • сроки предъявления требований в судебном порядке (общий срок исковой давности — ст. 196 ГК РФ).

Можно ли обращаться в суд, если гарантийный срок истек, а срок исковой давности — нет

Соблюдать претензионный порядок необязательно, если соглашение о нем не было достигнуто сторонами. За защитой своих интересов покупатель может сразу обратиться с иском в арбитражный суд. Однако направление претензии может не только привести к урегулированию спора в досудебном порядке, но и помочь подготовить правовую позицию покупателя для суда.

В претензии нужно обязательно указать обнаруженные недостатки и требования покупателя. Также необходимо приложить документы, которые подтверждают изложенные в претензии доводы. В частности, если в местонахождении покупателя проводилась экспертиза, то необходимо приложить и заключение экспертов*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.