Наше предприятие находится в процессе строительства

8

Вопрос

Наше предприятие находится в процессе строительства (разрешение на строительство оформлено до 31.12.2016 года), в настоящее время ведутся пуско-наладочные работы, документов на ввод в эксплуатацию у нас нет. Имеют ли право госорганы приезжать в наше общество с проверками (плановыми, внеплановыми). Мы слышали, что в течение 3-х лет с момента ввода предприятия в эксплуатацию, проверяющие органы не имеют право приезжать с проверками. Данный факт соответствует действительности? Если да, то какое законодательство посмотреть?.

Ответ

 По общему правилу, в силу п.1 ч.8 ст.9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ плановая проверка в отношении организации может быть проведена по истечении 3 лет со дня государственной регистрации юридического лица. В тоже время, с 1 января 2016 года установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий – «В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия».

Однако следует помнить, что данное правило не применяется к внеплановым проверкам, которые проводятся в соответствии со ст.10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, данные нормы не распространяются в отношении целого ряда сфер деятельности – см. ст.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Также следует разграничивать понятия плановая/внеплановая проверка и мероприятия по строительному надзору, которые проводятся в соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54.

К примеру, проверки в рамках строительного надзора проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч.6 ст.52 и ч.3 ст.53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это следует из п.11 Положения.

На данные проверки не распространяются ограничения, установленные ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как оспорить штраф за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ);

Как оспорить штраф за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), которое повлекло негативные последствия (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1.В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия

«Сокращенный срок проверок малых предприятий

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2016 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий.

Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятий.

На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) (ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются (ст. 89 НК РФст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2018 года (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15).

Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.

Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.

1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ, имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.

На практике это означает, что:

  • организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ);
  • если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в (ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • здравоохранении;
  • образовании;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • использования атомной энергии и т. д.

Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.*

Исключения из запрета на проведение плановых проверок
1 Предприятия, которые нарушали КоАП РФ (если с даты окончания проверки прошло менее трех лет) часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ
2 Организации, действующие в определенных сферах (здравоохранения, образования и др.)

часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944

3 Отдельные виды надзора контролирующих органов (использование атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности и др.) часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 01.02.2006 № 54

«11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.*

13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов..2Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

14. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись в период с 30 декабря 2004 года по 1 января 2007 года, но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этом случае подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии.

Органы государственного строительного надзора по запросу федеральных органов исполнительной власти безвозмездно предоставляют им информацию о выданных заключениях о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе (почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об отказе в выдаче заключения о соответствии.

18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии».

29.06.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.