Администрация Чулымского района Новосибирской области в соответствии с Указом Президента РФ

133

Вопрос

Администрация Чулымского района Новосибирской области в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляет обеспечение жильем ветеранов ВОВ в рамках исполнения переданных субъектом РФ отдельных государственных полномочий. В завершение реализации указанных мероприятий столкнулись с вопросом, по которому не находим однозначного ответа (мнения работников органов исполнительной власти субъекта и прокуратуры также разняться). При решении вопроса не хочется подходить формально и искать основания для отказа, т.к. от нашего ответа (решения) зависит судьба пожилого человека, добросовестно трудившегося на благо своей Родины многие годы. А вопрос, собственно, заключается в следующем. В соответствии с п.п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, имеют право на однократное и, независимо от их имущественного положения, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, - в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Вопрос: подлежит ли постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим его предоставлением вдова умершего участника ВОВ, который проходил военную службу с 1942 по 1951 г.г. в войсковых частях МВД, не входивших в состав действующей армии (удостоверение ветерана ВОВ - ст. 17 Федерального закона "О ветеранах"), в случае, если данному участнику ВОВ служебное жилое помещение не предоставлялось либо сведения об этом отсутствуют».

Ответ

Исходя из анализа сложившейся судебной практике по вышеизложенному вопросу, следует, что в настоящий момент существуют разные правовые подходы к разрешению данной проблемы.

 

Согласно одного из них, членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Таким образом, вдовы умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны, проходивших службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, имеют право на все меры социальной поддержки, которые мог бы получить умерший участник ВОВ.

Исходя из этого принципа, установление факта, что жилое помещение, в котором проживает Ветеран Великой Отечественной войны (или вдова ветерана), служебным помещением не является, а также факта, что ветеран не выселялся из служебного помещения, может служить самостоятельным основанием для отказа в требованиях о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий. Необходимо заметить, что большинство судебных актов, в отказе удовлетворения требований ветеранов ВОВ (вдов), основывается именно на данном основании. В качестве примера выдержка из Апелляционного определения Верховного суда Республики Мордовия от 12.02.2013 г. по делу № 33-251/2013 «...Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что С. при жизни имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения его из занимаемого им служебного помещения.

При этом суд обоснованно указал, что членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Поскольку Сергеева К.И. является вдовой умершего С. — участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, — все меры социальной поддержки, которые может получить Сергеева К.И., производны от объема мер поддержки С.

В письме от 19 марта 2010 г. № 10496-СК/07 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения о том, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О ветеранах“ вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным статьей 21 ФЗ „О ветеранах“.

Таким образом, Сергеева К.И. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения, что не имеет место в рассматриваемом случае, так как судом первой инстанции установлено, что жилое помещение, в котором она проживает, служебным помещением не является...».

Согласно другой правовой позиции, для реализации льготы, установленной ветеранам в соответствии с подп.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», достаточно того обстоятельства, что ветеран не имеет в собственности пригодного для личного проживания жилого помещения и ранее ветерану жилье не предоставлялось. Данная правовая позиция выражена в частности в кассационном определении Краснодарского краевого суда от 28.07 2011 г. № 33- 17215/ 2011, кассационном определении Ростовского краевого суда от 03.03.2011 г. № 33-2128.

На основании вышеизложенного, все же следует отметить, что то обстоятельство, чтоучастнику ВОВ служебное жилое помещение не предоставлялось либо сведения об этом отсутствуют, может служить самостоятельным формальным основанием для отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с последующим его предоставлением.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист»

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»

"Статья 17. Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период

1. Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

2) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23_2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ; дополнен с 7 мая 2010 годаФедеральным законом от 6 мая 2010 года N 79-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

5) преимущество при установке квартирного телефона;

6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

7) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

8) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 годаФедеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 годаФедеральным законом от 9 декабря 2010 года N 351-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

9) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году (подпункт в редакции, введенной в действие с 22 мая 2005 годаФедеральным законом от 8 мая 2005 года N 41-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

10) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

11) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см.предыдущую редакцию;

12) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.