Предприятию ЖДН было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований

19

Вопрос

В 2012 году Предприятию ЖДН было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований, установленных в п.5.2. СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» и п.2.3.8 ПБ 09-560-03. В настоящее время ПБ 09-560-03 - отменены, а СНиП 2.11.03-93 применяется на добровольной основе, т.е. носит рекомендательный характер.В связи с этим, Предприятием в адрес ЖДН направлено письмо об отмене ранее выданного предписания. В своем ответе ЖДН отказывает в отмене предписания, ссылаясь на п.1 ст.16 Федерального закона №17-ФЗ (конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на жд/путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам - СНиП 2.11.03-93). Является ли правомерным отказ ЖДН в отмене предписания? Обязано ли Предприятие исполнять данное предписание? Какие действия Предприятию целесообразно предпринять в связи с отказом ЖДН в отмене предписания, учитывая, что у ЖН запланирована в этом году плановая выездная проверка Предприятия?

Ответ

перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 123-ФЗ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474. В указанном перечне СНиП 2.11.03-93  отсутствует.

Ч.4 ст.4 Закона № 123-ФЗ, предусматривает, что для существующих объектов применяются ранее действовавшие требования, если новые требования по сравнению с ними являются более высокими (за исключением требований к электроустановкам, системам пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей). В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона № 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Учитывая изложенное, СНиП 2.11.03-93 является нормативным документом, устанавливающим технические требования к нефтебазам, обеспечивающие их пожарную безопасность, обязательность применения которых зависит от содержания конкретной нормы, а равно от момента постройки (капитального ремонта или реконструкции) здания, от отсутствия в другом акте о пожарной безопасности иного требования. От установления данных обстоятельств зависит правомерность предписания. Если предписание не оспорено, его необходимо исполнять.

Если СНиП 2.11.03-93 не обязателен для применения в указанном в вопросе случае (например, если на момент строительства спорный объект соответствовал действующим строительным нормам и правилам), предписание необходимо оспорить.

Для признания предписания недействительным необходимо обратиться в суд в порядке главы 22 КАС РФ или главы 24 АПК РФ, если предприятие полагает, что предписание не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для исключения рисков привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания по ст.19.5 КоАП РФ при оспаривании предписания необходимо подать заявление о приостановлении его действия (ст.223 КАС РФ, ч.3 ст.199 АПК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Решение АС Ярославской области от 24.03.2016 № А82-18039/2015

«Требования СНиП 2.11.03-93 распространяются на склады нефти и нефтепродуктов и устанавливают противопожарные требования к ним.

Нормы СНиП не распространяются на склады нефти и нефтепродуктов негражданского назначения, проектируемые по специальным нормам.

В силу части 1 статьи 4 Закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).

В соответствии частями 3 и 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требованийЗакона N 123-ФЗ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 № 474.

В указанном перечне СНиП 2.11.03-93 и СниП 11-П.3-70 отсутствуют.

Редакция части 4 статьи 4, действующая с 12.07.2012, предусматривает, что для существующих объектов применяются ранее действовавшие требования, если новые требования по сравнению с ними являются более высокими (за исключением требований к электроустановкам, системам пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей). В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона № 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

При таких обстоятельствах, СНиП 2.11.03-93 является нормативным документом, устанавливающим технические требования к нефтебазам, обеспечивающие их пожарную безопасность, обязательность применения которых зависит от содержания конкретной нормы, а равно от момента постройки (капитального ремонта или реконструкции) здания, от отсутствия в другом акте о пожарной безопасности иного требования.*

Как следует из материалов дела, спорный объект был построен и введен в эксплуатацию в 1953г.

Представители Предприятия пояснили, что устранение выявленных нарушений, возможно только в ходе реконструкции, поскольку требует внесение соответствующих изменений в проектную документацию.

Доказательств, что на момент строительства спорный объект не соответствовал действующим строительным нормам и правилам надзорным органом не представлено.

При изложенных обстоятельства, требование пунктов 2, 5,6,8,9,1,11,12предписания подлежат признанию недействительными как несоответствующие требованиям закона и нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности».*

2. Постановление АС СКО от 05.12.2014 №А32-15196/2014

«Таким образом, обществом нарушены требования СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от13.02.1997 № 18-7, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, Строительных норм и правил СНиП 31-05-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятых постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 109, Строительных норм и правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» (СНиП 2.11-03-93).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности».*

3. Решение Свердловского областного суда от 19.01.2016 № 71-22/2016 (71-703/2015;)

«Из материалов дела следует, что при проведении 14 сентября 2015 года выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно: в нарушении требований пп. "б" п. 4 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» № 221 от 21 марта 2012 года отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие на площадке сливного фронта; отсутствует заземляющее устройство с контуром заземления на грузовом фронте; длина тупика от крайней цистерны до тупикового упора менее 30 м.; отсутствует на тупиковом упоре маневровая лебедка для растаскивания вагонов-цистерн при пожаре, что является нарушением требований п. 5.2 СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов противопожарные нормы»,ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 7.99 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 232.

Перечисленным доказательствам судьёй районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а действия юридического лица обоснованно квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».*

4. Постановление Пермского краевого суда от 14.07.2015 № 4А-605/2015

«С учетом того, что законность предписания № ** от 19.12.2013 ФГКУ комбинат «Минерал» Росрезерва не оспорена, доводы о необоснованности применения СНИП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов» являются несостоятельными».*

23.06.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.