Пожарная безопасность

30

Вопрос

Обязательно ли руководителю организации (офис) проходить дополнительное профессиональное обучение по пожарно-техническому минимуму и охране труда, если в организации прошел такое обучение 1 сотрудник? Можно ли этого сотрудника назначить ответственным за пожарную безопасность?

Ответ

Да, руководитель обязан пройти обучение (п. 31 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645). Примеры судебной практики представлены в обосновании.

Руководители, специалисты и работники организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проходят такое обучение в течение месяца после приема на работу. В дальнейшем они обучаются не реже одного раза в три года (п. 32 Приказа № 645).

Да, такого сотрудника можно назначить ответственным за пожарную безопасность. О том, как это сделать см. материалы ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Охрана труда».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА

ОТ 31.10.2014 №№ 07АП-8627/2014, А45-8664/2014

«В ходе проверки при обследовании здания и помещений были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- руководитель организации не обучен в объеме пожарно-технического минимума (п.3 Правил противопожарного режима утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от25.04.2012г. «О противопожарном режиме» (далее ППР в РФ)), НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций» ст.31 );».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА

ОТ 10.09.2014 № А41-14926/14

«В ходе проверки соблюдения обществом правил противопожарной безопасности по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Мамонтовка, ул. Рабочая, д. 1 выявлены следующие нарушения:

1. Расстояние между зданиями на территории производственных объектов в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности менее указанных в таблице 3 СП 4.13130.2013 (менее 9 метров), а именно:

- расстояние между зданием с кадастровым номером 50-50-13/057/2013-058 и зданием (металлический ангар, обшитый профлистом синего цвета) составляет 1,6 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13130.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

- расстояние между зданием с кадастровым номером 50-50-13/057/2013-058 и зданием (металлический ангар, обшитый профлистом зеленого цвет) составляет 8 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13130.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

- расстояние между зданием с кадастровым номером 50-50-13/057/2013-058 и зданием с кадастровым номером 50-50-13/064/2013-153 составляет 8,7 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13730.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

- расстояние между зданием с кадастровым номером 50:13:0080101:911 и 3-х этажным зданием гостиницы из красного кирпича составляет 3,5 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13130.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

- расстояние между зданием с кадастровым номером 50:13:0080101:911 и 1-но этажным производственным зданием из красного кирпича составляет 7 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13130.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

- расстояние между зданием (металлический ангар, обшитый профлистом зеленого цвета) и зданием (строящееся здание желтого цвета) составляет 2,6 метров (пункт 6.1.2 СП 4.13130.2013, часть 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);

2. Руководитель организации не обеспечил наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (пункт 64 ППР РФ);

3. Руководитель организации не имеет обучения по программе пожарно-технического минимума (пункт 3 ППР РФ, пункты 31 - 33 Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645);

4. Руководитель организации не обеспечивает исправность сети наружного противопожарного водопровода, а именно: на территории ОАО "НПО "Росдормаш" имеется один пожарный гидрант с расходом 3.8 л/с (по данным протокола проведения испытания на водоотдачу ГУ "25 ОФПС по МО" от04.02.2014), что не соответствует предъявляемым требованиям.

Согласно пунктам 5.3, 5.6 таблицы 2 СП 8.13130.2009 для производственных зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 (при объеме зданий более 20 тыс.м кубических, но не более 50 тыс.м кубических) при степени огнестойкости III зданий категории В, расход воды на наружное пожаротушение должен составлять не менее 40 л/с (пункт 55 ППР РФ, статья 68 Федерального закона от22.07.2008 N 123-ФЗ).

Здание: котельная с дымовой трубой и газораспределительным пунктом, общая площадь 1 403, 1 кв. м. Кадастровый номер 50-50-13/026/2006-065;

5. Имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 - без использования фотолюминесцентных материалов (пункт 7 ППР РФ, ГОСТ Р 12.2.143-2009);».

Статья: Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности и профилактической работы

Важной частью работы любой организации по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты является оформление комплекта соответствующих документов.
Единого перечня таких документов, который должен иметься в любой организации, не существует — у каждой организации в зависимости от сферы ее деятельности он свой. В то же время существуют документы по пожарной безопасности, наличия которых государственный инспектор по пожарному надзору будет требовать от любой проверяемой организации.
Именно с такого документа мы и начинаем публикацию серии статей, посвященных оформлению документации по пожарной безопасности, главная цель которых — снабдить организации примерами и шаблонами документов, которые они могли бы использовать в своей повседневной практике для обеспечения выполнения требований законодательства о пожарной безопасности.
Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность — едва ли не первый документ, который должен подписать руководитель организации в рамках подготовки пакета локальной документации по пожарной безопасности. Его обязательно потребует при проверке государственный инспектор по пожарному надзору

В соответствии с п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее — Правила № 390), руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое будет обеспечивать соблюдение в ней требований пожарной безопасности.

Несмотря на то что приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность является одним из основных локальных документов по пожарной безопасности и составить его несложно, государственные инспекторы по пожарному надзору достаточно часто выявляют его отсутствие в проверяемых организациях, что чревато административным штрафом, причем для юридических лиц весьма существенным (до 200 тыс. руб.)

Такое лицо назначается приказом, наличием которого в пакете локальных документов по пожарной безопасности во время проверки будет интересоваться любой государственный инспектор по пожарному надзору. Тот факт, что п. 462 Правил № 390 предусматривает обязательное указание лиц, ответственных за пожарную безопасность, в инструкции о мерах пожарной безопасности (которая также должна иметься в каждой организации), не отменяет необходимости издания отдельного приказа об их назначении.

Форма приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность нормативно-правовыми актами РФ не определена. Данный факт, с одной стороны, несколько усложняет организациям жизнь ввиду необходимости составлять приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность самостоятельно за неимением установленного образца, а с другой — облегчает, т. к. отсутствие строго определенной формы, которой надо придерживаться, и требований к содержанию сводит к минимуму риск ошибок при его подготовке.

Таким образом, поводом к выдаче государственным инспектором по пожарному надзору соответствующего предписания и наложению административного взыскания на практике служат не недочеты, допущенные при оформлении приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность, а неспособность организации предъявить его при проверке.

Лицом, ответственным за пожарную безопасность, может быть назначен любой сотрудник организации — никаких специальных требований к соответствующей кандидатуре законодательством РФ в области пожарной безопасности не предъявляется. При этом одним организациям достаточно одного ответственного за пожарную безопасность, а в других требуется назначение нескольких: этот вопрос руководитель организации также решает самостоятельно исходя из специфики того или иного объекта защиты.

Вместе с тем назначение лица, ответственного за пожарную безопасность, не может быть формальным, т. к. соответствующий работник будет выполнять в организации целый ряд очень важных функций, в т. ч.:

  • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в т. ч. эвакуационных путей;
  • организовывать принятие необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня;
  • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.

Во время проверки соблюдения в организации требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору непременно выразит желание убедиться в факте прохождения лицом, ответственным за пожарную безопасность, необходимого обучения мерам пожарной безопасности

Обязательным требованием в отношении лица, ответственного за пожарную безопасность, является прохождение им обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума. Такое обучение проводится регулярно.

Пример

Согласно Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, если речь не идет о взрывопожароопасном производстве, то обучение пожарно-техническому минимуму проводится раз в три года (в случае с взрывопожароопасным производством — раз в год).

Работники организации должны быть информированы относительно того, кто из их коллег является ответственным за пожарную безопасность.

Пример

Как уже указывалось выше, сведения о лице, ответственном за пожарную безопасность, обязательно вносятся в инструкцию о мерах пожарной безопасности, положения которой доводятся до работников в ходе противопожарных инструктажей.

Вопрос о необходимости таблички «Ответственный за пожарную безопасность» с указанием фамилии и номера телефона соответствующего работника решается руководителем организации самостоятельно. Часто на практике информация об ответственном за пожарную безопасность размещается на табличке с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны

Такое информирование осуществляется также посредством вывешивания на стенах или дверях помещений таблички «Ответственный за пожарную безопасность». Необходимость ее наличия ранее была прямо предусмотрена Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01–03 (утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313)1, согласно п. 753 которых во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием:

  • работника, ответственного за пожарную безопасность;
  • инструкции о мерах пожарной безопасности;
  • номеров телефонов вызова пожарной охраны и др.

В Правилах № 390 указание на обязательное наличие таблички «Ответственный за пожарную безопасность» отсутствует, так же как не определены нормативно-правовыми документами в области пожарной безопасности требования к ее внешнему виду, содержанию, местам размещения и минимальному количеству. При этом в п. 6 Правил № 390 по-прежнему установлена необходимость наличия в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

При этом не следует забывать о том, что с январе 2014 г. вступил в силу приказ Минкомсвязи России от 20.11.2013 № 360 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. № 142», предусматривающий поэтапный переход на трехзначную систему вызова экстренных оперативных служб, в т. ч. пожарной охраны.

Согласно названному приказу вместо привычных цифр 01 для связи со службой пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях следует набирать 101. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оформлении табличек с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны, о которых сказано в Правилах.

14.06.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль