Получение некачественного товара

33

Вопрос

Ситуация: по договору купли-продажи нами была получена продукция разного наименования. В ходе проведения испытаний полученного товара два наименования в количестве 10 штук оказались не качественными, т. е не соответствие диаметра полученных задвижек диаметру, указанному в паспорте этого же товара и отсутствие герметичности задвижек при опрессовке его маслом. Эти обстоятельства мы изложили в претензии и отправили вместе с фотографиями. Поставщик утверждает, что мы не правильно провели испытания т.к. в паспорте написано что испытательная среда-вода, но мы испытывая задвижки маслом руководствовались, что в этом же паспорте написано, что рабочая среда, в том числе жидкие нефтепродукты. Поскольку поставщик является перекупщиком и с их слов они ссылаются на техническую документацию завода-изготовителя они утверждают, что нам надо было провести испытания водой, тогда все было бы герметично и отказываются в обмене некачественной продукции. Вопросы: 1. прошу осветить особенности договорной гарантии Поставщик на поставленную продукцию. 2. Если гарантия качества не предоставлена Поставщиком, что мы можем требовать в таком случае и на каких законных основаниях? 3. Если Поставщик не предоставил инструкцию по эксплуатации и испытанию задвижек, какая ответственность у сторон в таком случае? 4. Прошу дать рекомендуемые советы для наших действий по истребованию от Поставщика уменьшить выкупную цену договора т.к. стоимость некачественной продукции содержится во второй части стоимости договора, которую мы должны оплатить после получения товара. 5. Прошу дать рекомендации о дополнительных условиях договора купли-продажи, которые помогут без затруднений обязать Поставщика выполнить обязанность по поставке качественного товара и быстро устранить нарушение условия.

Ответ

1. ГК РФ различает два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю: т.н. законную (п. 1 ст. 470 ГК РФ) и договорную (п. 2 ст. 470 ГК РФ). В первом случае речь идет об обязательстве из закона предоставить качественный товар, во втором же поставщик может, но не обязан предоставит гарантию качества, то есть принять на себя дополнительные обязательства.

Таким образом, гарантия является добровольным возложением продавцом на себя обязательств. Соответственно, если тот же порядок использования товара не соответствовал порядку, указанном в паспорте, то это лишает покупателя возможности ссылаться на то, что ему был реализован некачественный товар.

2. Однако, как прямо следует из п. 1 ст. 470 ГК РФ, отсутствие (дополнительной) гарантии не снимает с поставщика предоставлять качественный товар. Но отсутствие качества необходимо доказывать. Неправильная эксплуатация по умолчанию таким доказательством быть не может.

3. В соответствии с п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. То есть отсутствие инструкции по умолчанию является ненадлежащим исполнением поставщиком обязанности по договору.

4. Когда нарушения требований к качеству являются существенными, то покупатель может либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, который соответствует требованиям, установленным в договоре поставки. Рекомендация Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара детально раскрывает порядок предъявления данных требований.

5. Обязанность предоставить качественный товар закреплена законом по умолчанию. В вашем случае желательно указать какие документы подлежат с товаром для того, что предотвратить споры о необходимости того или иного сопроводительного документа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Гарантия качества товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика

«Товар, который поставщик обязан передать покупателю, должен обладать определенными качественными характеристиками. В частности, товар должен (п. 1 ст. 470 ГК РФ):

Однако покупатель заинтересован в том, чтобы получить еще и договорную гарантию качества товара. Поставщики часто идут навстречу покупателям и соглашаются на ее предоставление.

Если поставщик предоставит гарантию качества, то фактически примет на себя дополнительное обязательство.* Он будет отвечать за недостатки товара, которые покупатель обнаружит в течение гарантийного срока. Чтобы не нести за них ответственность, поставщику придется самому доказывать, что они возникли после передачи товара и не по вине поставщика.

В частности, поставщику придется доказывать как момент возникновения недостатков, так и наличие одной из следующих причин их возникновения:

  • нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения;
  • действия третьих лиц;
  • непреодолимая сила.

Это установлено в пункте 2 статьи 476 и пункте 3 статьи 477 Гражданского кодекса РФ.

Однако на практике доказать перечисленные факты удается не всегда».

2. Рекомендация. Приемка товара: рекомендации для покупателя

«Фиксация результатов приемки

Если покупатель в ходе осмотра и проверки товара не выявил никаких нарушений, то стороны подписывают документы, свидетельствующие об окончательной приемке товара (акт приема-передачи товаратоварные накладные).

Если же в ходе осмотра и проверки товара покупатель выявит несоответствия условиям договора, то ему необходимо незамедлительно сообщить об этом поставщику в письменной форме (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом в каждой конкретной ситуации стоит использовать определенный алгоритм действий. Подробнее об этом см. Что можно потребовать, если поставщик допустил недопоставку товараКак предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара*, Как предъявить претензии, если поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товараВ каких случаях покупатель может отказаться от принятия товара по договору поставки и Можно ли отказаться от принятия товара по договору поставки без отказа от его исполнения.

Так, о недостаче товара или недостатках необходимо сделать отметки в накладных, если приемка происходит во время передачи товара. Если накладные уже подписаны, то изменения вносить нельзя, поскольку накладные являются первичными документами бухгалтерской отчетности. Также необходимо составить акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма № ТОРГ-2)».

06.06.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.