Печать на бланке учреждения

16

Вопрос

Наше учреждение является федеральным государственным бюджетным учреждением. Исходящая корреспонденция оформляется на бланке организации. Должно ли исходящее письмо, оформленное на бланке содержать оттиск печати? 

Ответ

Если на бланке предусмотрено место для печати, то ее необходимо поставить.

Если порядок оформления исходящей корреспонденции не утвержден на локальном уровне, а форма не содержит специального места для печати, то проставлять ее не нужно.

Проставление печати на бланках документов обязательно, только если это прямо предусмотрено в самой форме или в указаниях по ее заполнению. На необходимость ее оттиска обычно указывает наличие в документе аббревиатуры «М.П.» в специально отведенном для этого месте.

Например, такой реквизит присутствует в унифицированных формах следующих документов:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Системы Главбух».

Статья. Печати учреждения: особенности применения.

«Печать обязательна.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, некоммерческая организация должна иметь печать со своим полным наименованием на русском языке. Поскольку бюджетное учреждение является такой организацией, то требование о наличии печати распространяется и на него.*

Разновидности печатей учреждения.

У учреждения может быть несколько разных печатей: основная и дополнительные.

К основной печати предъявляются следующие обязательные требования. Она должна быть круглой формы. В ней отражаются:

При необходимости дополнительно в печати можно указать название учреждения на любом другом языке или его сокращенное наименование, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), ОГРН (основной государственный регистрационный номер), любые иные реквизиты. Что касается права использования в печатях изображения герба РФ, то его имеют учреждения, наделенные государственными полномочиями. Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации», герб помещается только на печатях федеральных государственных органов власти, иных госорганов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, органов, осуществляющих госрегистрацию актов гражданского состояния.

То есть гербовую печать могут использовать, например, образовательные учреждения с госаккредитацией, которые выдают документы государственного образца о полученном образовании.

Отметим, что изображение герба на печати должно располагаться в центре.

Таким образом, использование государственного герба России на печатях юридических лиц, не наделенных государственно-властными полномочиями, является неправомерным.

К дополнительным печатям, используемым в учреждении, относятся:

Дополнительные печати могут быть квадратной, круглой, прямоугольной, треугольной, овальной форм. Порядок пользования такими печатями устанавливается учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами и с учетом специфики документирования его деятельности (письмо Минфина России от 18 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-397).

Они находятся у работников учреждения, отвечающих за их использование и сохранность. Ответственное лицо в данном случае назначается приказом руководителя учреждения. Также в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника может быть прописано, что он должен хранить конкретную печать.

Порядок хранения печатей надо регламентировать.

Законодательством РФ не установлено ограничений по количеству печатей, в том числе и по печатям структурных подразделений. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 8 октября 2010 г. № КГ-А40/11421-10 указал, что юридическое лицо вправе иметь более одной печати.

Если печатей в учреждении несколько, то, чтобы избежать путаницы, какую печать на какой документ нужно ставить, рекомендуется издать приказ или утвердить положение или инструкцию, регламентирующие вопросы применения печатей в учреждении. В таком положении (инструкции) также целесообразно прописать порядок хранения печатей.

Когда нужна печать.

Проставление печати на бланках документов обязательно, только если это прямо предусмотрено в самой форме или в указаниях по ее заполнению. На необходимость ее оттиска обычно указывает наличие в документе аббревиатуры «М.П.» в специально отведенном для этого месте.

Например, такой реквизит присутствует в унифицированных формах следующих документов:

А вот порядок проставления печати на трудовом договоре при его подписании законодательно не урегулирован. В статье 57 Трудового кодекса РФ приведены реквизиты, без которых договор между работодателем и сотрудником будет не действителен, но такого реквизита, как печать, среди них нет. Поэтому трудовой договор должен считаться заключенным (действительным) и без нее. Однако в силу сложившейся практики при заключении трудового договора целесообразнее поставить печать.*

Разберемся, какой печатью должны заверяться некоторые документы.

При увольнении работника из учреждения оттиск печати нужно проставить под последней записью в трудовой книжке (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225). Роструд в письме от 20 января 2014 г. № ПГ/13282-6-1 указал, что наличие в трудовой книжке печати кадровой службы или другой печати работодателя, содержащей информацию о его наименовании и местонахождении, фактически позволит подтвердить факт работы сотрудника у данного работодателя.

Следовательно, записи в трудовой книжке могут заверяться любой печатью учреждения, которая содержит информацию о наименовании работодателя (юридического лица) и его местонахождении. Например, печатью отдела кадров для документов.

Подпунктом 4 пункта 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, предусмотрено, что отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумаге, печати учреждения является одним из оснований для отказа в ее приеме. При этом налоговые декларации должны заверяться основной печатью учреждения. Никакие другие печати для этого использовать нельзя. Такие разъяснения дает Минфин России (письмо от 18 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-397). Любую печать нужно ставить на документе так, чтобы оттиск был четким и текст на нем был ясно виден. При этом должны легко читаться подпись лица, завизировавшего документ, и ее расшифровка. Рекомендуем использовать для оттиска печати водостойкую штемпельную краску».

06.06.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.