УФК приостановлены операции по лицевому счету федерального казенного учреждения, можно ли производить выплату заработной платы и перечислять налоговые платежи

2526

Вопрос

УФК приостановлены операции по лицевому счету федерального казенного учреждения, можно ли производить выплату заработной платы и перечислять налоговые платежи. Возможно ли перечисление заработной платы при лицевом счете без права расходования по удостоверениям комиссии по трудовым спорам

Ответ

Нет, невозможно. Приостановление операций по лицевому счету, открытому учреждению, в случае нарушения должником порядка исполнения исполнительных документов, равно как и за невыполнение их требований в трехмесячный срок, производится до момента устранения нарушения. Указанная норма закреплена Бюджетным кодексом РФ (ст. 242.3-242.5). Исключение в данном случае составляют лишь операции по иным исполнительным документам.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Статья 242.3. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.*

4. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. При этом, если в таком исполнительном документе должником указан орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему федеральному казенному учреждению с передачей копий документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, для оплаты исполнительного документа в соответствии с настоящей статьей и с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями) и (или) объемами финансирования расходов, а также с одновременным направлением в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления о поручении исполнения исполнительного документа федеральному казенному учреждению.

В случае неисполнения федеральным казенным учреждением переданного ему исполнительного документа в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением этого федерального казенного учреждения и соответствующего органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.*

5. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

6. Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.*

8. При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.*

2. Статья:Взыскание средств по решению суда

Если суд вынес решение о взыскании средств учреждения, порядок действий будет зависеть от типа учреждения*. Рассмотрим действующие нормы подробнее.

В соответствии с бюджетной реформой все государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на казенные, бюджетные, автономные. Переходный период — до 1 июля 2012 года.

Исполнение судебных актов

Исполнение судебных актов регламентируется процессуальным законодательством Российской Федерации, в частности, главой 10Арбитражного процессуального кодекса РФ, главой 9 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ).

Сроки предъявления к исполнению

По общему правилу, сформулированному в статье 21 Закона № 229-ФЗ, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов (за исключением указанных в частях 2, 4, 7 данной статьи), могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня:

  • вступления судебного акта в законную силу;
  • окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым восстановлен пропущенный срок для предъявления к исполнению, могут быть предъявлены в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении срока.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также трех лет после его окончания.

Срок, в течение которого исполнительные документы возможно предъявить к взысканию, может быть приостановлен. Основания для этого приведены в статье 22 Закона № 229-ФЗ. Там оговорены случаи:

  • предъявление документа к исполнению;
  • частичное исполнение документа должником.

После перерыва течение срока предъявления возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, по общему правилу в новый срок не засчитывается.

Отсрочка (рассрочка) исполнения судебного решения возможна?

Учреждениям следует учитывать, что определение суда об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, по мнению Федерального казначейства, предполагает изменение срока оплаты сложившейся задолженности и касается сроков представления платежного документа на оплату исполнительного листа, графика выплат по периодическим платежам и направления запроса-требования о выделении дополнительного финансирования.

Данные выводы приведены в письме Казначейства России от 2 марта 2012 г. № 42-7.4-05/9.3-112.

Казначейство России считает, что такое определение не является основанием для непредставления должником информации об источнике образования задолженности и показателях бюджетной классификации, по которой должны быть произведены расходы.

Отмечается также, что в период действия отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должник вправе представить в орган Казначейства России платежный документ на перечисление денежных средств по исполнительному документу. Но в случае когда представляется определение о приостановлении исполнения решения суда, данные документы органом казначейства не принимаются к оплате.

Кроме того разъяснено, что сроки в соответствии с определением суда об отсрочке, рассрочке либо приостановлении исполнения судебного акта автоматически продлеваются в случае, если такое определение действует или действовало в период нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства независимо от даты представления соответствующего судебного акта.

Обратите внимание на то, что ранее действовавшее письмо Казначейства России от 2 августа 2010 г. № 42-7.4-05/9.3-490 признано утратившим силу.

Взыскание средств бюджетных учреждений

С бюджетного учреждения могут быть удержаны суммы на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа). При этом к документам (за исключением судебного приказа), направляемым для исполнения, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства.

Если заявление подписано не взыскателем, а его представителем, необходима доверенность или ее нотариально удостоверенная копия.

Исполнительный документ может быть направлен судом по просьбе взыскателя или им самим.

Правила обращения взыскания на средства бюджетных учреждений указаны в части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Возврат исполнительного документа

Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются:

  • непредставление исполнительного документа и/или заявления, в случаях когда это является необходимым;
  • несоответствие исполнительного документа или заявления требованиям, установленным действующим законодательством;
  • отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта РФ (муниципального) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ;
  • отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении документа);
  • указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию, в иностранной валюте;
  • неверные реквизиты банковского счета взыскателя в заявлении.
  • Исполнительные документы, поступившие в адрес учреждения, должны быть возвращены в суд, если:
  • судом представлены заявление либо судебный акт об отзыве исполнительного документа;
  • должником, взыскателем или судом представлен документ, который отменяет судебный акт, подлежащий исполнению;
  • невозможно вернуть документы, поступившие на исполнение взыскателю.

Передача исполнительного листа в казначейство

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства учреждения, направляется в орган по месту открытия бюджетному учреждению-должнику лицевых счетов.

При получении такого документа орган, в котором ведутся счетаучреждения, не позднее пяти рабочих дней направляет должнику уведомление об этом с указанием даты приема к исполнению и заявлением взыскателя.

Пунктом 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ предусмотрено следующее. Бюджетное учреждение-должник представляет в орган, ведущий еголицевые счета, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного погашения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. Это необходимо сделать в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа.

Бюджетное учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевогосчета должны списываться денежные средства.

Может сложиться ситуация, когда у учреждения отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для полного либо частичного удовлетворения исполнительного документа.

В таком случае должник обязан представить в орган Федерального казначейства (банк) платежный документ на перечисление средств не позднее следующего рабочего дня после поступления средств на определенный им лицевой счет.

Счета учреждения могут заблокировать*

Если указанные требования будут нарушены, то орган, ведущий лицевые счета, приостановит (до момента устранения нарушения) операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных подразделений. Исключение в данном случае составляют лишь операции по иным исполнительным документам.*

Следует отметить, что органы казначейства (либо банк) должны известить учреждение о подобном решении.

Операции по лицевым счетам не должны приостанавливаться лишь в том случае, когда бюджетное учреждение предъявляет в казначейство документ:

  • подтверждающий исполнение обязательства по документу;
  • подтверждающий право на отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебных актов;
  • отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.*

Если выплаты имеют периодический характер, то одновременно с платежным документом в орган, ведущий лицевые счета, представляется информация о дате ежемесячной выплаты.

Когда обязательства перед взыскателем будут полностью погашены, орган казначейства направит исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в выдавший его суд.

Обращаем внимание: в случае невозможности взыскания денежных средств с учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах необходимых сумм более трех месяцев взыскание обращается на имущество должника.

Процедура обращения взыскания на имущество реализуется в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Ответственность казенных учреждений

В соответствии с пунктом 6 части 19 статьи 33 Закона № 83-ФЗ казенное учреждение отвечает по своим денежным обязательствам, указанным в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1Бюджетного кодекса РФ. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому в орган Федерального казначейства, прикладывают:

  • заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны перечислить средства, подлежащие взысканию;
  • заверенную судом копию судебного акта, на основании которого он выдан.

Также отметим, дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя.

К такому исполнительному документу должна быть приложена заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Обратите внимание: согласно нормам пункта 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ, в случае если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение документа производится в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

Нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям Бюджетного кодекса РФ. Соответственно исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренномстатьями 242.3–242.5 Бюджетного кодекса РФ (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17 мая 2007 г. № 31).

Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Дальневосточного округа от 15 сентября 2011 г. № Ф03-4224/2011, от 9 августа 2011 г. № Ф03-3392/2011, от 17 марта 2011 г. № Ф03-581/2011. В них суд признал незаконными действия управления Федерального казначейства по отказу в принятии постановления по исполнительному производству и его возврату без исполнения по указанному выше основанию.

Таким образом, если должник, являясь федеральным казенным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора подлежит исполнению казначейством в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ.

Т.Ю. Рогова, юрист, член Палаты налоговых консультантов

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 5, МАЙ 2012

3. Статья: На вопросы, касающиеся порядка применения норм действующего законодательства при организации исполнения судебных актов по обращению взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отвечает Елена Анатольевна Король, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

— На каком лицевом счете приостанавливаются операции в случае, если должник — бюджетное учреждение финансируется из нескольких уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

— Приостановлению подлежат операции по всем лицевым счетам, открытым учреждению.

Указанная норма закреплена Бюджетным кодексом РФ (ст. 242.3–242.5). Таким образом, в случае нарушения должником порядка исполнения исполнительных документов, равно как и за невыполнение их требований в трехмесячный срок, органы Федерального казначейства приостанавливают до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства.*

Е.А. Король,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2010

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

18.09.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»

Холина Ольга

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.