О питании в ЛПУ

82

Вопрос

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-рутвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).56 <5> Услуги общественного питания (кроме кодов 56.10, 56.21). В свою очередь, Статья 56. 44-ФЗ – закрепляет обязанность Заказчика проводить исключительно закрытый конкурс по работам услугам, содержащимся в перечне.2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители). Имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации; Пункт 6 вышеуказанного перечня: Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей. Вопрос: все-таки  на услуги по организации питания пациентов стационара больницы Заказчик должен (обязан) проводить открытый аукцион или закрытый конкурс?

Ответ

Проведение закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для медицинских организаций путем проведения конкурса с ограниченным участием правомерно, так как основано на требованиях Закона о контрактной системе, а не подзаконных нормативных актах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Экономика ЛПУ».

Каким способом бюджетному учреждению здравоохранения можно осуществить закупку продуктов питания?

«Напоминаем, что в соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 2 указанной нормы Закона № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Вместе с тем, в ч.5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ указано, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Что касается выбора способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56 , 57 , 59 , 72 , 83 , 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

Напоминаем, что согласно ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 утверждены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием" (далее –Перечень ).

Согласно п. 6 Перечня к случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относится оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей.*

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р , либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Напоминаем, что в Аукционном перечне № 471-р обязанность закупок продуктов для нужд медицинских организаций через электронный аукцион исключена.

Проведение закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов для медицинских организаций путем проведения конкурса с ограниченным участием правомерно. При этом заказчики обязаны в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 .

Также заказчики вправе проводить такие закупки путем проведения электронного аукциона, запроса котировок и у единственного поставщика.* При этом при проведении закупок указанными способами устанавливать дополнительные требования заказчики не вправе.

Таким образом, по нашему мнению, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять закупки продуктов питания для нужд медицинской организации, с учетом требований Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурса с ограниченным участием, электронного аукциона, запроса котировок и у единственного поставщика в т.ч., на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Дополнительно обращаем внимание, что если контрольный орган в сфере закупок признает выбор способа закупки у единственного поставщика необоснованным, то есть риск оценки действий заказчика по выбору способа закупки с нарушениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (ч. 1, ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ)».

17.05.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.